ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Чёрная книга / Zwartboek (2006)


Чёрная книга
Средняя оценка: оценка: 4
2006. Германия / Великобритания / Бельгия / Нидерланды. 145 минут.
Жанр: детектив / мелодрама / приключенческий / шпионский.

Режиссер: Пол Верховен.
Сценарий — Пол Верхувен, Херард Сутеман,
композитор — Эн Дадли,
оператор — Карл Вальтер Линденлауб.

В главных ролях: Себастьян Кох, Карис ван Хаутен, Том Хоффман.
В ролях: Халина Рейн, Вальдемар Кобус, Дерек де Линт, Дольф де Фрис.

Награды:
2006 — Премия молодёжного кино — (Венецианский кинофестиваль)
2006 — Золотой Телёнок в категорииях Лучшая актриса, Лучший режиссёр, Лучший фильм — (Голландский кинофестиваль).

Интересные факты о фильме:

- у Пола Верховена и сценариста Херарда Сутемана идея "Черной книги" возникла еще во время съемок "Оранжевого солдата". Многие проблемы оригинального сценария они решили, сделав героя женщиной.

- на сегодняшний день (19.02.2007) это самое дорогое голландское кино

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Вива, Верховен

оценка: 4.5

Пол Верховен снял хорошее кино. Без трогательных сцен расставания родителей с детьми, шокирующих подробностей фашистских зверства, и, главное, вековой скорби еврейского народа, он сумел рассазать историю второй мировой войны так, как, казалось, её уже никто и никогда не сможет рассказать — как историю, рассказанную бабушкой перед сном своим внукам. Может быть, он просто решил, что пришла пора каяться. Каяться в том, что ты продал голландское искусство ради голливудских бюджетов, каяться, что ты увлёкся женским телом и спецэффектами, и в конце концов начал снимать тело ради самого тела, а спецэффекты ради самих сцецэффектов, спустившись вниз по лестнице режиссёрского мастерства на несколько ступеней. И покаянием для него стала картина о Голландии времён второй мировой войны. И после того, как я лично, в числе множества критиков, кидал в Верховена яблочные огрызки и капустные кочерыжки, может быть, пришла пора каяться и мне.
Нет, Верховен не пропил своё мастерство.

Пол Верховен снял простое кино. Пожалуй, вряд ли где-то ещё вы увидите войну настолько просто и буднично показанную. Поначалу эта будничность даже шокуриует: сорок четвёртый год, у нас освобождение Украины, мы прошли через Сталинград и Курскую дугу — а голландцы катаются на лодках по озеру! Но очень скоро ты понимаешь, что горе не измерить декорациями,и нет разницы, что вокруг тебя — ад или иллюзия рая, всё равно для человека не будет страшнее горя, чем потерять близких, и не может быть сильнее наказания, чем смерть. А трупы пахнут везде одинаково. И когда героиня красит волосы на лобке, гестаповцы лупят по яйцам бойцов сопротивления, а из земли выкапывают гниющие трупы — ты уже не кривишься, ведь всё это — просто органичная часть истории.
Молодая голландская еврейка учится прятаться среди правоверных христиан, но в один прекрасный день, когда случайно пролетавший мимо самолёт сбросил случайную бомбу, её убежище оказывается раскрыто и для неё начинается период настоящих мытарств. Пытаясь сбержать в Бельгию, затем сотрудничать с подпольем, затем работать разведчицей, и, наконец, просто выжить — выжить уже тогда, когда война окончена, и, казалось бы, всё должно остаться позади — она просто живёт, ведь в конце концов, что же ей ещё делать?

Пол Верховен снял интересное кино. Невероятным для меня финтом ушами он умудрился сделать фильм, качественно репрезентирующий сразу несколько жанров, и делающий это блестяще.
Это прекрасная мелодрама — история любви жаждущей жизни молодой женщины к тому мужчине, который смог приблизиться к её идеалу — и не имеют значения здесь национальности и стороны фронта.
Это качественная драма — без рассусоливаний и лишних слёз режиссёр через какие-то едва заметные детали доносит до нас весь ужас и всю мерзость войны, как трагической последовательности нелепых случайностей.
Это, в конце концов, отличный триллер — поставленный по всем правилам детективного жанра, с гаданиями до последнего кадра, и напряжением, которое не даёт оторваться от экрана ни на секунду.
И это — всё вышеперечисленное вместе, добротный, прекрасно сбалансированный коктейль сразу со многими вкусами, своеобразным ароматом и долгим послевкусием.

Пол Верховен снял честное кино. Никакой тебе немецкой вины и еврейской жертвенности — какая, в конце концов, разница, кто вообще из какой страны? Верховен спокойно, кадр за кадром, показывает нам, что среди кого угодно есть хорошие люди, наверное и ад не без добрых людей, и плохие — которые предадут тебя даже в раю. И то, хороший ты или плохой, зависит не от того, еврей ли ты, добрый голландец или немецкий солдат — это зависит от того странного и незаметного осадка, который каждый человек носит в своей душе, и в мирное время может спокойно проносить до конца своих дней невостребованным. Война для Верховена — лишь зеркало, позволяющее увидеть, кто есть кто, удар, взбалтывающий этот осадок, и делающий вдруг всё таким ясным — надо только разобраться...
И война у Верховена идёт не между русскими и немцами, и не между евреями и фашистами, она вообще идёт не между людьми. Эту мысль, ключевую мысль картины, Верховен вкладывает в уста своей героини, которая, оседая в бессилии на пол, произносит сквозь слёзы: “Это вообще когда-нибудь закончится?” Война идёт внутри нас, и однажды начавшись, она не закончится уже никогда.
И фильм Верховена оптимистично заканчивается тем, как главная героиня, вдоволь навспоминавшись прошлого, встаёт и идёт по израильской земле под навесы бомбоубежищ и прикрытие пехоты — на дворе 56ой год, вторая арабо-израильская война...

Пол Верховен снял отличное кино.

Спасибо ему за это.

(18.02.2007)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Чёрная книга"

Чёрная книга оценка: 4

У Верховена, по-моему, дар снимать фильмы, которые "держат" зрителя. Т.е. абсолютно неважно, про что он снимает, — про стриптиз, робота-полицейского, средневековую банду или Холокост, — те, что оказались у экранов, будут смотреть до самого конца, начиная анализировать уже далеко постфактум. Та же история с "Черной книгой". После "Пианиста" писать рецензию особенно интересно, ведь отличительные черты налицо. Если Полански из любой темы делает мучительное полотно, то Верховен из того же материала создаст крепкое поп-кино. И приставка "поп" здесь не является аналогией дешевки, она приобретает значение "популярная", потому что перед режиссерским обаянием Верховена трудно устоять. Он снимает подлинно развлекательное кино, которое не "отключает мозг", а действительно радует. "Черная книга" — это тоже развлекательное кино. Хотите узнать, как с огоньком снять о сложном историческом периоде? Ну вот, посмотрите тогда.

Еврейская певица Рахиль Штайн, бойкая и симпатичная, колоритные немецкие офицеры по схеме "хороший, плохой, злой", группа сопротивления — и трения между его членами, соглашения с собственной совестью и моралью, налеты, роковые предложения... В "Черной книге", кажется, есть все из набора-конструктора — и предательство, и великодушие, и влюбленность, и приключения, и взлеты, и падения, чередующиеся с головокружительной быстротой. Это и шпионская картина, и драма в одном флаконе, но Верховен не делает пауз и не дает расслабиться, крепко держа руку на штурвале. Он жесток — но не до предела, он посмеивается — но тут же и останавливается, меняя ракурс, хотя, будем честны, крест в миске с кашей или обесцвечивание волос на лобке — это чистое потакание толпе. "Черная книга" остро свидетельствует о том, что Верховену не дано снимать кино, называемое серьезным. "Звездный десант" несет в себе более серьезный посыл, чем новая картина режиссера. Помните "Плоть и кровь"? Помните, что он сделал со средневековьем? Здесь драма еврейки превращается в зажигательное и опасное кабаре. Возьмем в качестве жертвы-примера погребального "Хорошего немца" — все там неживое, мертвенное, пепельно-серое, насквозь стилизованное. У Верховена же все живое, яркое, движущееся, красочное. В общем, если все остальные режиссеры подкрадываются к теме и боятся сделать хоть что-то не так, то Верховен выливает чан с дерьмом или демонстрирует красивый алый шелк там, где ему захочется. И этот юмор, такой немного пошловатый, но жизнерадостный подход не дает заскучать.

В общем, фильм, который можно смотреть, не боясь заснуть на середине, но напоминает мне это... помните, в фильме "Догма" была тема про то, что "католичество — это круто"? Так вот "Черная книга" — это как раз тот самый "дружище-Христос", эффектно и весело популяризующий сложную тему травли евреев и войны. Танцы, песни, сиськи, злые немцы, добрые немцы — разноцветная лента обвивает тебя, как на празднике. Карен ван Хаутен просто замечательная, от нее не отвести глаз. И я не могу сказать, что мне не понравилась "Черная книга", но она, такая заводная и брызжущая энергией, все же легковесна. Вот только поймете вы это только тогда, когда взахлеб досмотрите до конца.

(19.02.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Военный детектив

оценка: 4

"Чёрная книга" показывает странную для русского глаза, воспитанного на "Проверке на дорогах" или "Хронике пикирующего бомбардировщика" войну. Это не священная война народа, обречённого в случае поражения на уничтожение или превращения в рабов, а в сущности привычная для народа, большую часть истории проходившего в полуколониальном состоянии, вялая подпольная война — вылазки, получение помощи от союзников, тайные договоры с фашистскими функционерами о временном прекращении боевых действий и пр. — не дать не взять ИРА, Хамаз с Хезбаллой или Тиль Уленшпигель с гёзами. Ведь речь идёт о лингвистически и генетически самом близком оккупантам народе, которому нечего беспокоиться — они пусть и второго сорта, но немцы, даже язык их немцы считают диалектом своего родного. Необходимую для развитию сюжета остроту привносит собой девушка Рахиль — потомственная еврейка, прячущаяся у сердобольных голландцев от холокоста. То и дело холокост предпринимает попытки настичь её, но она легко, с песней перебирается из рук одного голландского самаритянина к другому, меняя их добрые дела на их жизни, пока в один момент не оказывается среди борцов голландского сопротивления, где разумеется на неё сразу кладёт глаз самый харизматичный и прикольный боец.

Верхувеновский фильм не о войне вовсе, и даже не о холокосте, это мелодрама с детективной интригой, с лёгкостью совмещающая в себе цитаты из Тинто Брасса и Фассбиндера с антивоенной риторикой и социальной критикой. Это алаверды "Острову накануне" Умберто Эко, который распинался о "галантной войне" времён барокко. Верхувен показывает, что традиции той эпохи всё ещё живы в Европе и каб не нелепые садисты и гнусные предатели, предавшие дух барокко, Вторая мировая вылилась бы в очередное утончённое боевое действие построенное по законам хорошего тона.

Во всём совецком кино есть кажется только один симпатичный эсесовец — и тот русский шпион Штирлиц, остальные пусть и не все звери, но симпатии не вызывают. Американский же и европейский кинемотограф пленены идеей "хорошего немца" — доброго фашиста, который убивает и калечит не со зла, и не по принуждению даже, а просто потому что обстоятельства заставляют. А как только он понимает, что можно и не калечить, он галантно старается прекратить бойню ну или хотя бы куртуазно помочь жертвам — один Шиндлер со своим списком чего стоит, или офицер-меломан из "Пианиста". Так и в "Чёрной книге", Рахиль встречает на жизненном пути милейшего филателиста — начальника хвашыстской контрразведки Мюнце и влюбляется в него. А как тут не влюбиться — симпатичный, добрый, тактичный, даром что в эсэс (или эсдэ? — не разбираюсь) высоким чином служит. Удивительно — ну как можно было таким заей дослужиться до его высокого чина и ничуть не утратить душевной чуткости? Разве что борясь против какого-нибудь такого же тихого, незлобливого и понимающего сопротивления. То есть — в Голландии.

Тоже прикольный штрих — Верхувен весь фильм муссирует идею, что не столько страшны львы, которые убивают потому что они львы, сколько страшны шакалы, потому что они убивают когда никто не видит и тех кто послабее. Ужасы гестаповских застенков ничто по сравнению с издевательствами, которые устраивают сами голландцы своим согражданам. Люди, у которых прячется Рахиль, не просто укрывают её, но и покровительственно пытаются сделать из неё христианку "пошли бы за Христом — не были бы сейчас в такой жопе" — свысока кидает ей гордый своей ролью отец семейства, после того как Рахиль без запинки оттарабанивает очередной стишок про Христа. После освобождения Голландии от хвашистов, её заточают в импровизированные голландские застенки, где обыватели мстят обезоруженным "гитлеровским прихвостням" со всей убогой страстью и животной изобретательностью на которую только способны. Верхувен не винит немцев, потому что те были машиной убийства — совершенной системой, ужасной и прекрасной в своём совершенстве, но вот озверевшие голландцы из слепой мести сворой накидывающиеся на беззащитных "врагов" вызывают у него отвращение.

А вот герменевтический момент — важную роль в фильме занимают поиски предателя, забравшегося в стройные ряды борцов сопротивления. Но никакие спекулятивные выкладки не помогают — поиски заводят не туда. При том, предатель фактически известен уже с самого начала — из той самой чёрной книжки, одноимённой с фильмом. Книжка эта принадлежит нотариусу-голландцу, который использует её в качестве ежедневника. Как в Торе, в которой записано имя бога, в его книге записано имя предателя и нужно лишь его прочесть. Однако на манер русских мужиков — никто не крестится пока не грянет гром. В самом конце фильма, нотариус проведя текстологические изыскания совсем на манер Эркюля Пуаро, или скорее Вильяма Баскервиля находит это имя. Выходит, что не зря народ книги — евреи — вся время носятся с Торой как с писанной торбой — подсуетись нотариус раньше, прояви он вместо арийской нордичности более горячий нрав — не обернулся бы кинофильм такой чередой трагедий и смертоубйств. Кстате, сам нотариус — фигура странная и амбивалентная. Фассбиндер "Тоской Вероники Фосс" и Поланский "Ребёнком Розмари" создали такой мощный стереотип, что вежливых моложавых старичка и старушку более нельзя рассматривать без внутреннего содрогания — так и ждёшь какую фигу они спрятали запазухой. Верхувеновский нотариус вызывает ту же оторопь своими манерами и вежливой предупредительностью.

Заканчивается фильм на высокой звенящей ноте. После войны отмытая от обвинений в предательстве, Рахиль, с золотом своего народа уезжает в Израиль, на историческую родину, где основывает кибуц, райское местечко, где евреи трудятся для самих себя. Но есть проблемма — видать никогда избранному народу не увидеть мира — кибуц всё так же окружён колючей проволокой, с той лишь разницей, что теперь не евреев держат за ней, а они сами держатся за ней против арабского сопротивления. За что боролись на то и напоролись — как бы пытается Верхувен подвести черту под судьбой вечно терпящей беды Рахиль.

(19.02.2007)

Версия для печати


Александр Руденко: Наивно-антисемитская рецензия на фильм "Чёрная книга"

Чёрная книга оценка: 4

Отличный кино(ко)микс на тему Второй Мировой. Отличный в буквальном смысле — нет четкого разделения на "хороших" и плохих" героев, нет четко выраженной стилизации. Но отличен он не только от (ко)миксов, но и вообще от фильмов на тему Второй Мировой. Фильм — кинотабуборческий. Парадоксальный получился фильм у Верховена — с одной стороны чисто европейский, циничный, физиологичный, с черным юморком. С другой стороны голливудский размах и условности. Сцена в подвале, где вооруженные до зубов немцы вдруг резко, як Пилип з конопель, выскакивают из камер и принимаются дружно строчить из автоматов и пулеметов — это натуральный трибьют компьютерным играм типа Замка Вольфенштайн. В этом фильме любой персонаж — еврей, гестаповец, партизан, бюргер, освободитель или освобожденный — попадая в определенные ситуации вызывает то отвращение, то симпатию. Люди есть люди. В потемках души каждого плещется изрядно говнеца. В самом начале фильма эту фишку необходимо прохавать, причем из-за того, что многочисленные фильмы на тему войны не заморачиваются темой конкретных людей: "евреи вообще" — хорошие, потому что жертвы. А немцы все фрицы плохие, если только не помогают евреям. Партизаны все хорошие, потому что борются за правое дело, а эсэсовцы всякие — плохие, потому что — за левое.

Многодетный фермер прячет еврейку, рискуя жизнями всего семейства. В трудное время кормит еще один рот. Добрый человек? Но, в то же время, за тарелку каши еврейка обязана читать молитву из святого писания. Иначе не поест. Не такое уж и садистское требование. Ведь больше от нее ничего и не требуется — лежит на берегу речки, загорает, крутит шашни с проплывающими мимо яхтсменами. Тем не менее, в рецензиях почему-то этого доброго, хотя и фанатичного христианина именуют антисемитом. Вот какие "гвозди" вбили зрителям в головы поверхностно-обобщающие фильмы/книги! А Верховен теперь вынимает. Рахиль, кстати, не менее жестоко издевается над протестантом, тут же, отмолившись, рисуя на каше крест соусом. Да и потом, когда ферму нечаянно разбомбили союзники, роняет: "Ну хоть не придется теперь унижаться за тарелку каши". "Нифига себе заявочки! — орет внутренний бытовой антисемит, — Зажралась ваще! Фтопке ей, наверно, было бы не так унизительно!" Вызывают отвращение и "богатые евреи", которые, вместо того, чтобы пойти на фронт или, там, вступить в сопротивление, всю войну прячутся, оберегая золото-бриллианты и объедая добрых фермеров-антисемитов. В общем, "хорошие немцы" в кино уже мелькали, и не раз, а вот "плохие евреи" для блокбастеров про войну — новость.

Опять же неоднозначный герой сопротивления, попутно преследующий цели личного обогащения. Он и немцев исправно косит и своих подставляет, бедных евреев спасает, а богатых, ради личной наживы, сдает немцам.

Лучше всего в этом фильме (помимо темы сисек) раскрыта тема фашизма. В сцене с освобожденным быдлом, которое измывается над тем или иным образом сотрудничавшими с немцами "предателями". Толстые уродливые тетки привселюдно стригут налысо, раздевают догола и вываливают в говне "фашистских подстилок". Ясно, что эти самые толстые тетки и сами были не прочь перепихнуться с эсэсовцем за плитку шоколада, да статью не вышли. А то, что красивым молодухам пришлось ложиться под врагов, чтоб детей прокормить или по заданию партии, как это случилось с главной героиней фильма, их не ебет. Они завидовали, а теперь есть неофашистывозможность позлорадствовать и отомстить в извращенной форме. Вот и вся сущность фашизма — ничтожества перекладывают на кого-то вину за своё ничтожество и сообща третируют жертву.

Та же Рахиль, пользуясь своей незаменимостью в отрядле сопротивления, шантажирует бойцов, отказываясь спасти голландцев, которых вот-вот убьют — сперва надо спасти евреев. Она еврейка, так почему бы и не воспользоваться случаем. Ну и что с того, что бойцы сопротивления и так только то и делали всю войну, что спасали евреев. Ну и что с того, что ее приютили и удачно внедрили в стан врага, да так удачно, что она теперь диктует им свои условия. Нормальный, как говорится, рабочий момент. Если б на месте Рахиль была, например, Руслана, ставящая условием прежде спасти украинцев, это никого не шокировало бы. Но вот про евреев так снимать нельзя... Про кого угодно, только не про евреев, а то в суде извиняться придется за "отрицание холокоста". Верховен рискнул показать в своем фильме, что евреи такие же люди с говном внутри, как и все прочие подвиды человечества. Что и так всем известно, но только не из кино. В итоге, его фильм не купили для проката в Соединенных Штатах Америки.

(19.02.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: