ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Просветление Уайта / White Lightnin' (2010)


Просветление Уайта
Средняя оценка: оценка: 3.5
2010. США. 84 минуты.
Жанр: драма.

Режиссер: Доминик Мерфи.
Сценарий: Эдди Моретти, Шэйн Смит,
Оператор:Тим Морис-Джонс.

В главных ролях: Эдвард Хогг, Кэрри Фишер, Оуэн Кэмпбелл.
В ролях: Стефани Астэлос-Джонс, Стив Николсон, Уоллас Мерк и др.

Награды:
фестиваль Фант-Азия — лучший фильм (приз жюри)(2009).

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Просветление Уайта"

оценка: 3.5

Свежая киноработа, которая уже бродит по кругам синефилов и шокирует сюжетом и резкой концовкой. Фильм начинается с того, что малолетний чумазый герой нюхает все, что найдет. Он токсикоман, а его отец — талантливый чечеточник в какой-то забытой богом деревне. Колорит удачно подчеркивается выбранной цветовой гаммой и современным монтажом. Это могло бы быть социальной драмой, если бы не было снято как черная комедия, в которой герой открывает тяжелые наркотики, катаясь на тракторе. Т.е. тебе показывают, как паренек снова и снова попадает в исправительное учреждение, где делает с однокашниками неприятные вещи, потом просто берет с полок жидкость для зажигалок на глазах у всех, потому что приперло, — но все это с издевательской интонацией. А когда повзрослевший герой встречает старушку Кэрри Фишер и начинает кувыркаться с ней в машине, ты понимаешь, что дела-то идут. Кэрри Фишер, наша принцесса Лея!

Подача отчасти заставляет вспомнить "Экс-драммера", для меня закрывшего тему издевки над "белым мусором", но там, где в шедевральном "Эксе" жизнь деградантов соседствует с аристократическим, жестоким планом по их уничтожению, "Просветления" слишком просты — они ломаются, включают лирику, добавляют немного теплоты, теряют весь черный юмор и вместе с ним — качество. После смерти отца тот становится для героя воплощением его спокойной стороны, он собирает себя в кулак и старается быть, как все, как нормальный трудовой гражданин, несущий людям немного радости своим танцем. Но в эту умозрительную конструкцию просачивается паранойя, психопатия раскрашивает простенькую акварель темными кляксами чужих нахальных лиц, вызывающих злобу и ненависть. Джеско Уайт, симпатичный улыбчивый чечеточник, слетает с катушек в одно мгновение. Его любовь к старушке Цилле, которая любит секс, непроизвольно сгущается в дикую ревность.

"Просветления Уайта" не шедевр, над ними хочется посмеиваться, как практически над любым шок-артхаусом. Но они хороши тем, что внятно доносят простую мысль, которую большинство фильмов игнорирует, — если больной на голову человек будет пытаться "быть хорошим", получится хуйня. Простого желания для роста недостаточно. Тут можно сказать длинную речь про наполняемость колб и про уровни сознания, но это единственный раз, когда при просмотре мне в голову пришла поговорка. "Что ни делает дурак, все он делает не так". Вот о том и фильм. Параноик старается себя контролировать, но ничего у него не получается, построенные собственноручно клетки самоконтроля крошатся и разваливаются, поэтому беседы с богом закончатся ампутациями. В этом смысле "Просветления Уайта" — это как "Воспоминания об убийстве". Там — история расследования, которое не завершается успехом и состоит из тупиков, а тут — попытки совладать с собственной психопатией, заранее обреченные. Каков герой, таковы и просветления.

Но для дебюта работа весьма мощная, так что запомните имя Доминика Мерфи — он еще себя покажет.

(22.11.2010)

Версия для печати


А. Ботев (и Сладкая N): Упражнение во всех жанрах сразу

оценка: 2.5

Какой-то мутный фильм, очередной раз подтверждающий, что кинемотограф опасносте. Фильм для критиков, которые как-то единодушно его хвалят, ситуация, как с греческим вялым недофильмом "Клык". Реакция на такое фильмы показывает, что есть кинематограф для критиков, есть кинематограф для зрителей, и они все дальше отходят друг от друга. Наиболее критичным критиком на "Экранке" является Дима Савочкин, спорим, что ему в целом понравится.

Это такой фильм, такой фильм. Немножечко слэшер. Немножечко про реднеков. Немножечко про американскую глубинку. Немножечко про сложную натуру с психическими отклонениями, вызванными длительным приемом наркотических препаратов (или наоборот — психические отклонения вызывают потребность в приеме препаратов, не компетентен указать причину). Немножечко про месть. Немножечко про бога. Немножечко драма. В общем, такой фильм, такой фильм.

Здесь — что про чечеточника совершенно недопустимо — нет никакого ритма, вообще. Монтажера уволить. Все сцены идут с разной скоростью, часто замедлены. Обилие флэшбэков не добавляет ни скорости, ни драйва. Вообще, вот, кстати, страшный спойлер, тут есть особенность композиции, которая в "Москве-Петушках" бьет обухом по голове (рассказ от лица мертвого или умирающего человека), а в рассматриваемом фильме вообще не доставляет, понятно, что человек мертв, он с самого начала был картонен и мертв. В общем, флэшбэки внутри других флэшбэков. И этот грустный закадровый голос, который объясняет происходящее на экране. Еще бы ему быть не грустным, ведь он умер. Флэшбэки, флэшбэки, кругом одни флэшбэки.

Далее, мне не кажется удачной идея совмещать слэшер с байопиком. Прототип главного героя, настоящий Джеско Вайт, "танцующий изгой", живет и здравствует, про него снимают документальные фильмы, все у него ништяк, недавно вот из тюрьмы вышел, все пальцы, кажется, на месте. С этической точки зрения решение его убить и покалечить сомнительно.

Ощущение такое, что сценарист не знал, о чем писать, оператор не знал, как это снимать, про монтажера я уже сказал, а режиссер не знал, чего с этой гоп-командой делать и в каком вообще жанре работать. Цветовое решение — оставить saturation где-то 10% — принято, видать, от безысходности — в цвете это бы не смотрелось, а для черно-белого кино нужен все же оператор получше. Промежуточность цветовой гаммы как бы повествует нам о сомнениях съемочной группы.

Но есть в этом фильме и хорошее! Например, очень прямо хорош актер, который играет Джеско Вайта, то есть актеры, играющие Джеско Вайтов, и взрослого, и мальчика. Мальчик мне даже больше понравился. Хотя с другой стороны, он и должен быть хорошим, британская школа, чай, деньги этим зарабатывает. Хули ему плохо играть-то? Тут все хорошо играют.

Или еще, например, был момент минут через сорок после начала фильма, в котором детские флэшбэки сменились как бы флэшбэками о смерти отца (не совсем флэшбэками, потому что герой при ней не присутствовал), и появился экшен, как мы тут на экранке шутливо называем действие. Это прямо интересно смотреть было. И там до конца уже более или менее действие катилось, вторая половина фильма вообще лучше первой, ну, и еще куски про детство есть в начале отличные прямо.

Видно, в общем, что это дебют молодого многообещающего режиссера. Студенческая какая-то работа, упражнение во всех жанрах сразу.

А, ну да, вот саундтрек еще хороший.

(23.11.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Белый шмурдяк

Просветление Уайта оценка: 4

Я вам сейчас расскажу разного, чего вы наверняка не знаете. Более того – я и сам всего этого сутки назад не знал. Вот что значит энторнэты! Мы живём в великую эпоху. У нас есть википедия.

1. Аппалачи.

Аппалачи – это историко-культурная область Соединённых Штатов Америцы, географически связананная с аппалачской горной грядой, и получившая своё название от индейского племени аппалачей, которые, вообще-то, жили несколько южнее, во Флориде и Луизиане. Аппалачи захватывают западные части всех штатов восточного побережья, восточные части следующего за побережьем ряда штатов, большую часть Пельсильвании и целиком штат Западная Вирджиния. Собственно, Западная Вирджиния – это грёбаное сердце Аппалачей, не смотря на то, что находится довольно далеко на севере, как для сердца региона, который традиционно считается южным.

Первоначальный образ Аппалачей формировался, исходя из того, что для первых поселенцев они были фронтиром – а значит, по-нашему, дикой степью, куда совались только настоящие мужики. Забавно, что фронтир ушёл на запад ещё в восемнадцатом веке, но образ территории, которую "осваивают", остался за аппалачами едва ли не до середины двадцатого. Кроме того, в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков здесь активно разрабатывались полезные ископаемые, что привлекло огромное количество искателей приключений, и просто безработных со всей Америцы. Но уже в первой половине двадцатого века выработки начали истощаться, а внедрение механизации оставило большую часть приезжих без работы, без гроша в кармане и без каких-либо перспектив.

В итоге, за прошедшее с начала освоения Аппалачей время, вокруг жителей региона сформировалась своеобразная мифология, которая характеризуется несколькими вещами.

Во-первых, Аппалачи – самый бедный и самый слабонаселённый (после пустынь) регион США. Здесь нет крупных городов, а в лесах надо проехать (или пройти, потому что в горах не всегда есть дороги) несколько километров, чтобы увидеть очередную хибару – вагончик, или разваливающийся столетний сруб, где живёт какой-нибудь умирающий старик и его спившийся сын.

Во-вторых, основным населением Аппалачей являются рэднеки – такие, настоящие, стопроцентные рэднеки, которых не встретишь на побережье. Собственно, само слово "рэднек" у меня теперь ассоциируется с аппалачами.

Ну и в-третьих, эти рэднеки отличаются от остального населения США тем, что они себе-на-уме. Так, по крайней мере, думает остальное население США. Они (жители Аппалачей) говорят на своём диалекте, представляющем собой смесь южного говора и индейских диалектов, нигде не работают и не любят приезжих. Время от времени вся Америка сходит с ума после очередной сенсации про "войну кланов" (таковые действительно имеют место между семьями аппалачских рэднеков) или продажи "moonshine" (это такой специфический местный самогон, который аппалачские рэднеки пьют вместо традиционного для остальных США бурбона; у него – этого самогона – много названий, одним из которых является "White Lightnin’", совпадающее с названием фильма). Ясен перец, что аппалачские рэднеки считаются людьми чрезвычайно опасными, и очень… "blood simple", говоря словами американского классика.

2. Джеско Уайт.

Джеско Уайт – это типичный аппалачский рэднек, впрочем, с несколькими "но". Джеско – сын знаменитого танцора Ди Рэя Уайта, которого называют величайшим "горным танцором" всех времён ("горные танцы" — это такой специфический аппалачский степ) и член так называемой "Семьи Уайтов" — он четвёртый из 17 (!!!) детей Ди Рэя Уайта. Джеско имел различные проблемы с алкоголем, с наркотиками, с законом, с женщинами, в общем, был типичным жителем Апалачей – но, главное, стал танцором, как и его отец. Отца Джеско Уайта, Ди Рэя, убили в уличной драке в 1985-ом (довольно мутная история, в которой были замешаны другие члены всей этой гигантской семьи), и Джеско остался единственным продолжателем его танцевальных традиций.

Звезда Джеско Уайта взошла в 1991 году, когда PBS сделали о его жизни документальный фильм под названием "Dancing Outlaw" (что-то вроде "Танцующий бандюган"). Фильм рассказывал о мире Джеско Уайта, состоящем из пяти основных составляющих:
- Наркотиков, а также всего, на чём можно заторчать,
- Танцев и местной музыки,
- Его жены Нормы Джин, с которой он то расходится, то сходится,
- Религии,
- Насилия, неожиданных вспышев агрессии, а также чувств вины и жажды мести за смерть отца.

Все эти составляющие органично переплетаются в голове Уайта, составляя жгучий мировоззренческий коктейль, который враз снёс башку скушной жиреющей Америце. За последующие несколько лет Джеско Уайт заработал кучу денег своими танцами, появился в целом ряде различных шоу, и стал героем ещё двух полнометражных документалок. Джеско Уайту посвятили свои песни не менее десятка блюзменов, кантри-исполнителей, рокеров и даже металлистов (кстати, танцующуго Уайта можно увидеть в клипе Beck "Loser" — ой, вай донт ю кил ми).

Со временем, конечно, слава поутихла, жена Уайта год назад умерла, а сам он тихо доживает свои дни в небольшом городишке родной Западной Вирджинии. Но уверенно можно сказать, что в культуре Америцы парень оставил заметный след.

3. Кено.

В 2008 году группа американских энтузиастов за сраные 2 лимона баксов сняла на английской студии (с натурными съёмками в Хорватии), собственно, ту картину, рецензию на которую вы сейчас читаете.

Фильм представляет собой фантазию на тему жизни Джеско Уайта, и состоит из четырёх различных слоёв (столько, по крайней мере, разглядел я), два из которых представляют собой нечто реальное, а два – имажинативное.

Первый слой – это, собтвенно, жизнь Джеско Уайта. Некоторый ряд фактов его биографии в фильме воспроизведён довольно точно, и некоторые из персонажей даже, якобы, имеют портретное сходство. Жизнь Уайта является костяком, исходным каркасом, на который в этом фильме накладывается всё остальное.

Второй слой – это монологи Уайта (преимущественно, потыренные из документалок о нём), его анализ собственной жизни, мысли и представления о мире. Практически весь фильм мы слышим закадровый голос, который на чистисинький английский мови с сильным аппалачским акцентом доносит но нас собственное вИдение персонажа. Эта дихотомия – "реальность"-"вгляд героя" — представляет собой своеобразное стерео, создающее повествованию объём.

Третий слой – это "мифология аппалачей", гремучая смесь из культурных особенностей региона, баек, россказней и предрассудков, которые густо намешаны в повествование. Авторы используют одну отдельно взятую историю для того, чтобы создать большой, перспективный взгляд на жизнь, быт и культуру рэднеков, чтобы перетряхнуть в голове зрителя весь ящик с наклейкой "Аппалачи".

И, наконец, четвёртый слой – это собственные (довольно кровавые) фантазии авторов на сюжетной основе жизни Джеско Уайта. Целый ряд событий фильма является полностью вымышленными, и многие из тех, что имеют под собой основу, проходят в сознании создателей своеобразную культурную реверберацию. Например, жену Уайта зовут "Норма Джин" (это настоящее имя Мерилин Монро, они просто тёзки), а Уайт в фильме называет её Присциллой, отсылая зрителей к жене Элвиса Пресли. Ну, типа, такие короткие замыкания в мозгу зрителей постоянно.

Проблема фильма в том, в чём собственно всё больше погрязают американские киноделы – в пострясающем, всепоглощающем ойкуменизме американцев. Авторы фильма, воздавшие два верхних слоя на двух нижних, заданных изначально, задолго до них, думают, вероятно, что они сняли "Ромео и Джульету" База Лёрмана, то есть свободную творческую интерпретацию классического сюжета. Но "Ромео и Джульету" читали все, и все могут оценить лёрмановские постмодернисткие потуги. И авторам фильма, вероятно, невдомёк, что где-то могут существовать люди, которые не только никогда не слышали имени Джеско Уайта – которым и слово "Аппалачи"-то ни о чём не говорит.

"Уайт Лайтнынь" производит на неподготовленного зрителя удручающее впечатление. Он начинается, как чёрная пикареска, а заканчивается религиозно-психоделической мистерией – при этом весь набор эпизодов, составляющих картину, никак не хочет складываться в целостное образование. Картина выносит мозг – в том смысле, в каком его выносит, например, чередование поноса и запора три раза в течение одной ночи.

Попробуйте посмотреть фильм, не читая всей этой рецензии наверху.

Ну что, як видимость?

(23.11.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: