Фильм совместного производства Румыния – Франция – ФРГ. Компиляция рассказов Джека Лондона. Главного героя зовут Элам Харниш, – так звали главгера романа "Время-не-ждет". С сюжетными коллизиями романа сюжет "Золотоискателей" имеет мало общего: Элам Харниш здесь – адвокат, который, встретившись по службе с одним с азартным стариком, намывшим на Клондайке 250 000 долларов, "просыпается словно после долгой спячки", бросает свою адвокатскую контору и едет на север. Не столько ради золота, сколько ради того, чтобы проверить себя.
После долгих мытарств он возвращается в Сан-Франциско несолоно хлебавши (в отличие от героя романа). Возвращается к нормальной, человеческой жизни, к работе. Фильм поучителен, как и всякий фильм, снятый на территории стран соцлагеря. Но что побудило героя вернуться? Какое конкретное событие потрясло его, выбило из колеи? Собственно, никакое…
"Почему у человека грустное ебало? Он не болен, не калека… – Просто заебало!" (с)
Особенность фильмов, выпускаемых в СССР и соцстранах, заключается в отсутствии катарсиса в финале. Ведь катарсис – это как оргазм. Слишком буржуазно.
Есть и еще одна характерная особенность. Эти фильмы, ориентированные на массовую публику, в равной степени не вызывают восторга и раздражения. В "Золотоискателях" есть большие массовки, в целом, это даже динамичное кино с изрядным количеством планов на 72 минуты, но при этом оно абсолютно никак и ничем не цепляет. Когда я смотрел фильм в детстве в кинотеатре, то инертность фильма меня попросту взбесила, а сейчас – ничего. Нормальное, посредственное кино.
В советское время румыны нередко сотрудничали с французами: так появились "Золотоискатели", "Даки" (фильм поставлен тем же Николаеску), "Смерть индейца Джо"… Сотрудничают, кстати, и сейчас – снимают кино на французские деньги. "Золотоискателям" от "французского стола" перепала песня на французском языке. Какая-то француженка, видать, из Канады, перебралась в штатовскую Аляску в погоне за длинным рублем…