Режиссер:
Курт Нойманн. Сценарий: Курт Нойман, Орвилл Хэмптон (диалоги), Дэлтон Трамбо, Оператор: Карл Штрусс, Монтаж: Гарри Джерстад, Художник: Теобольд Олсоппл, Спецэффекты: Джек Рабин, Композитор: Ферд Грофе, Продюсер: Курт Нойман.
В главных ролях: Ллойд Бриджес, Оса Массен, Джон Эмери, Ной Бири мл., Хью О'Брайен. В ролях: Моррис Энкрум, Патрик Ахерн, Шерри Мурлэнд, Джон Дьютра, Кэтрин Марлоу и др.
Интересные факты о фильме:
Фильм снимался и выпускался в спешке, потому что в том же году был выпущен фильм "Место назначения — Луна" на ту же самую тему. В итоге успели выпустить раньше на две недели. Основным рекламным слоганом было "Это не "Место назначения — Луна".
История противостояния двух фильмов следующая. Первоначально Курт Нойман собирался снять фильм об экспедиции на Марс и динозаврах, однако владелец сети кинотеатров Роберт Липперт, к которому он подошел за деньгами, этот сценарий отверг. В это же время к Липперту за деньгами подошел оператор спецэффектов Джек Рабин и предложил идею фильма о путешествии на Луну. Название проекта было "Место назначения — Луна". В это же самое время продюсер Джордж Пэл, только что защитил то же самое название авторским правом и собирался снимать свой фильм об экспедиции на Луну. Липперт, воспользовавшись рекламной шумихой вокруг фильма Пэла, объединил идеи Ноймана и Рабина, чтобы снять свой фильм. Чтобы защититься от возможных претензий Пэла, место действия снова было перенесено на Марс. Динозавры, к сожалению, бесследно пропали.
В 1951-м г. этот фильм умудрился попасть в число кандидатов на получение премии "Хьюго".
Возможно, первый фильм, в котором показано, что атомная война ведет к постапокалипсису.
X-M означает Expedition: Moon.
Сцены на Марсе сняты в сепии неспроста, ведь Марс — Красная Планета.
Первоначальное название картины являлось ее спойлером — "Никто не вернулся".Версия для печати
Фильм в жанре "Плана 9 из открытого космоса", но более "серьезный"; не развлекательный фильм про летающие тарелочки, а производственная драма про астронавтов. Поначалу из-за серьезности и пафоса все ужасно скучно: вот показана пресс-конференция, первый полет человека в космос (фильм 1950-го г.), и сразу на луну, вот последние приготовления к полету, вот они лезут в люк, пережидают ускорение на специальных нарах, проверяют приборы и так далее. В составе экипажа четверо мужчин и одна девушка.
Потом все так же серьезно, но из-за многочисленных нелепостей становится смешно, хотя не как в "Плане 9", конечно. Но прямо реальная ржака, да. Из-за какой-то непредвиденной ошибки в расчетах они вместо Луны случайно летят куда-то с инфинитной скоростью. По пути мимо корабля проносятся метеориты с таким свистом, что их слышно внутри, а цифры, дословно, "жужжат" в голове прекрасной помощницы капитана "как осы" (все расчеты делаются вручную, компьютеров еще не изобрели). Штурман говорит: "Этого не может быть!" Капитан спрашивает: "Что?!" Штурман говорит: "Похоже, мы имеем импульс перед нами в пятьдесят тысяч миль!" Капитан догадывается, что летят они на самом деле на Марс. Гравитация действует выборочно: в какой-то момент из-за потери тяготения многие предметы в корабле начинают плавать в пространстве, а экипаж бегает по каюте и ловит их. То есть, вдумайтесь: невесомость на экипаж не действует. Затем, при посадке требуется резко повернуть корабль на 90°. При этом повороте законы гравитации побеждают, и ужасное тяготение все-таки нагибает всех членов экипажа, однако почему-то в разные стороны. "Насколько я вижу, местность пригодна для посадки!" — докладывает капитан.
Но вот все сложности преодолены, и корабль приземляется на Красную Планету. Туповатый техасец, непонятно как затесавшийся в экипаж, хочет надеть скафандр, но капитан говорит ему: "Не хочется тебя расстраивать, Билл, но здесь у нас есть атмосфера: нам не понадобятся спецкостюмы!" Поэтому они надевают кислородные маски и кепки для защиты от палящего марсианского солнца (http://galspace.spb.ru/index41.html) и выходят на поверхность (в обычной одежде). Выясняется, что там когда-то была могущественная цивилизация, которая, судя по счетчику Гейгера, уничтожила себя атомным взрывом. Капитан при этом говорит, выступая в качестве резонера: "Вот это урок для всего мира: один взрыв — и тысячелетней цивилизации не стало..."
Кислород в масках все не кончается, и отважные астронавты решаются переночевать на поверхности планеты. Ночью они видят марсиан, которые находятся на уровне развития каменного века, и бросаются в погоню, полагаясь на свои ружья и револьверы. В общем, Билла марсиане забросали камнями, а капитана убили каменным топориком. Оставшиеся трое астронавтов летят на землю, но из-за очередной ошибки в расчетах разбиваются при посадке. Прекрасная помощница капитана до этого перестает быть ученой грымзой и влюбляется в человека с внешностью хорька, а он, соответственно, в нее. Руководители полета на земле говорят, что полет был произведен не зря, что это первый шаг в космос и так далее. Комедия, по пути на минуту превратившись в мелодраму, снова стала пафосной производственной трагедией.
Смешно становится только тогда, когда на экране бред. Когда на экране серьезные вещи, типа любви или гражданского, а то и общечеловеческого пафоса, смотреть становится невозможно, скулы сводит. В "Плане 9" не заморачивались относительно там науки или чувств, там строго инопланетяне и мертвецы, чистый экшн, как мы тут шутя называем этот жанр, и поэтому тот фильм такой прекрасный. Но и тут в некоторых местах отлично, на уровне, особенно когда мутировавшие марсиане забрасывают героев камнями или техасец Билли ловит свою губную гармошку.
Фильм лучше всего рассматривать вместе с другим фильмом на ту же тему, вышедшим по заказу гостелерадио США или аналогичной структуры на три недели позже, и относящимся, в отличие от "Ракеты X-M", к категории A. Создатели "Ракеты" не тратились на рекламу, потому что зрителю весь год говорили о важности полетов в космос и о том, что скоро об этом выйдет фильм. Кажется, тут имеет место даже какой-то плагиат, вплоть до деталей: в обоих фильмах, например, экипаж состоит из четверых мужчин, один из которых — туповатый техасец, играющий на губной гармонике. Одна и та же шутка о том, что на Луне нет ничего того, чего нет в Техасе (это американская какая-то пословица, что ли?). Наконец, один и тот же, что поразительно, открывающий кадр (сравните открывающий кадр рецензий к этому фильму и к тому). Родство этих фильмов еще и в том, что декорации от обоих были одновременно использованы в фильме "Полет на Марс", снятый годом позже. Это все создавало истинную вторую реальность, то есть, представьте себе: зритель смотрит фильм "Полет на Марс" и говорит себе: "Ага, этот корабль я видел в "Ракете X-M". Ого, а вот эти скафандры точно такие же, как в "Место направления — Луна". Круто! Я знаю, как выглядит Космос".
Подробное объяснение того, почему этот фильм можно считать веселым говном, а фильм "Место назначения — Луна" — унылым говном, см. в статье. Для меня этот фильм если и плох, то не потому, что он объективно плох, а потому, что он пытается показаться хорошим.