Описывая жизнь воров, Моничелли снимает народную по духу комедию, к героям которой сложно относиться плохо. Потому что любые их действия приводят к поражениям и неудачам. В этом плане фильм гораздо предпочтительнее, чем какой-нибудь там "Воробей" Джонни То или другое пафосное кино про щипачей-ловкачей.
Фабула фильма, в целом, такова: пожилого вора Козимо сажают в тюрьму. Он ищет того, кто взял бы вину на себя, поскольку у него зреет "клевое дело": он знает один ломбард, в котором можно легко взять сейф. Приятели Козимо готовы взять вину на себя, тем более, что он предлагает за это сотню тысяч лир, но у всех – судимости. Тогда они находят еще одного своего приятеля, боксера-неудачника Пепе (роль В. Гассмана), у которого судимостей нет. Но вопреки ожиданиям, Пепе сажают, а Козимо – не выпускают. За короткое время отсидки Пепе хитростью выманивает у Козимо подробности дела, получает год условно и выходит на волю, где вместе с приятелями Козимо намеревается провернуть дело с сейфом самостоятельно.
На экране – череда разноплановых характеров. Эмоциональность этого фильма четко схвачена в советском мультике "Ограбление по-итальянски". Марчелло Мастроянни играет чувака, жену которого засадили за решетку, и ему приходится самостоятельно возиться с младенцем. Еще один чувак ворует детскую коляску, продает ее за четыре тысячи лир и три зонтика. На вопрос, зачем ему три зонтика, отвечает, что его мать теряет вещи. Потом выяснится, что он вырос в сиротском приюте, и там у него – "три матери" (ну почти как в трилогии Ардженто :)). Наконец, на экране появляется ветеран итальянской комедии Тото – в роли матерого медвежатника, которого стебут дети. Герои фильма – хипстеры и лузеры, которым не посчастливилось жить в эпоху экономического упадка. При этом фильм весел и жизнерадостен, как и те другие редкие фильмы Моничелли, что мне доводилось видеть. Режиссер не лакирует действительность, однако же обходится без упрёков, снимая душевное, импульсивное и очень смешное кино. Очевидно, что здесь он следует традициям неореализма. В какой-то мере это касается и работы с актерами. Например, Тиберия Мурджио он нашел прямо на улице, привел его на студию Cinecitta и настоял, что физиономия этого парня и его повадки идеально подходят к "характерной" роли вспыльчивого сицилийца, прячущего дома родную сестру (Клаудию Кардинале).
Не исключаю и такого расклада, что творческая манера Моничелли повлияла на создателей отечественного хита "Джентльмены удачи". Хотя, конечно, итальянский фильм более плотный, более насыщенный.