Режиссер:
Тод Браунинг. Сценарий: Аль Боасберг, Виллис Голдбек, Леон Гордон, Эдгар Аллан Вулф, Кларенс Аарон "Тод" Роббинс, Оператор: Мерритт Б. Герштад, В фильме использована музыка Рихарда Вагнера.
В главных ролях: Уоллес Форд, Лейла Хайамс, Ольга Бакланова. В ролях: Роско Эйтс, Генри Виктор, Гарри Ерлс, Дэйзи Ерлс.
Награды: National Film Preservation Board, USA..
Интересные факты о фильме:
Фильм снимался быстро, дешево и сердито. Поэтому артистов то и дело било электротоком.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд работал в сценарном отделении студии MGM, но его бесила работа, кинозвезды и руководство, поэтому он обедал вместе с артистами данного фильма.
Фильм был запрещен в Австралии. А также в Британии. В Великобритании его выпустили только в 1963 году, что является самым длительным запретом в истории тамошнего кинопроката.
Хороших фильмов о цирке не так уж много. Их можно пересчитать по пальцам. В первую очередь, конечно, "Святая кровь" Ходоровского, потом – ниже рангом – "Дорога" Феллини. Так же можно вспомнить несколько незабываемых кадров из "Неба над Берлином". Вот, пожалуй, и всё. Я не беру во внимание "Цирки" — что Александрова, что Чаплина, всяких "Укротительниц тигров" и т.п., потому что это совсем не то. Настоящий цирк – это что-то древнее, шаманское, немножко страшное, отчасти хтоническое, несмотря на упорядоченные, разработанные до автоматизма цирковые номера (в "Уродах" имеется внатуре хтонический персонаж: человек без низа туловища, отчего он, когда замирает на месте, кажется вросшим в землю).
Этот старый фильм – прекрасный фильм о цирке, где-то на уровне "Святой крови", может, чуть похуже, поскольку сюжет его хоть и брутален, но простоват, чрезмерно классичен. Это Голливуд "золотой эры": история любви и мести, мелодрама ужасов. Зато в ней фигурируют трогательные, страшные, но… абсолютно реальные уроды (neo-horror-realism)!
Перед нами история, которая приключилась в бродячем цирке, коллектив коего состоит чуть более, чем на 50% из "ошибок природы". Но эти люди, эти ошибки природы, не просто демонстрируют публике свое уродство, они – полноценные артисты со своими особыми скиллами, собственными номерами. Что характерно: директор цирка is vanishing: он растворяется в сюжете, исчезает… и получается, что артисты предоставлены как бы сами себе; их Дорога ведет в неведомую даль; подчиняясь вековым законам миграции, артисты цирка следуют куда-то туда, где им всем, в том числе и уродам, уготовано счастье.
И в этом странном кочевом племени кипит обычная человеческая жизнь. Сиамские сестры выходят замуж за двух разных мужчин, дрессировщица тюленей бросает тупого и злобного силача Геркулеса, а лилипут Ганс влюбляется в воздушную гимнастку Клео, большую красивую женщину. Ему, выходцу из аристократической семьи, досталось огромное наследство, но он обретается среди себе подобных, странствуя с ними по миру. Хитрая гимнастка намеревается выйти замуж за Ганса, прибрать денежки к рукам – и сразу же избавиться от мужа. Припасена и бутылочка с ядом. Однако, ее коварные планы рассекречены коллегами Ганса, его уродливыми собратьями, которых Клеопатра оскорбила на свадебной пирушке… Впечатляющий финал фильма напомнит песню Вячеслава Бутусова и DEADушек "Э.Л.И.З.О.Б.А.Р.Р.А Т.О.Р.Р." — "Уроды ползут, их заступы заточены остро…"
Браунинг выводит прозрачную, кристально ясную мораль: "уроды", которые "вынесены" в тайтл картины, это не те, кто родился с физическими отклонениями, а те, кто родился с ущербной совестью. Эта мораль фильма Браунинга, во всей своей чистоте, перекочевывает и в шедевр Дэвида Линча "Человек-слон", который не участвует в моем рейтинге "цирковых фильмов" только потому, что повествует о балагане.