ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дьявол песков / Песчаный дьявол / Dust Devil (1993)


Дьявол песков / Песчаный дьявол
Средняя оценка: оценка: 3
1993. Великобритания / ЮАР. 108 минут.
Жанр: мистика / детектив / ужасы.

Режиссер: Ричард Стенли.
Сценарий: Ричард Стенли,
Оператор: Стивен Шайверс,
Композитор: Саймон Босуэлл.

В главных ролях: Джон Матшикиза, Роберт Джон Бёрк, Челси Филд.
В ролях: Терри Нортон, Руфус Сварт, Уильям Хуткинс, Закес Мокае.

Интересные факты о фильме:

Съемки велись в экстремальных местах пустыни Намибии. За 7 недель съемок было сгублено из-за пыли 16 автомобилей.

Продюсер ДжоЭнн Селлар заблудилась в пустыне, разыскивая локации.

Фильм длился 120 минут, однако "Мирамакс", который дистрибутировал фильм, урезал его до 87 минут. В этой версии отсутствует всё сверхъестественное и почти отсутствует главный герой — черный полицейский. Стенли надеялся, что британская компания Palace Pictures сократит фильм для европейского проката не более, чем на 10 минут. Тестовый показ прошел неудачно, и фильм был сокращен до 95 минут, а потом студия обанкротилась! Целый год Стенли искал и еле нашел оригинальный негатив своего фильма где-то на задворках студии PolyGram и за свой счет восстановил картину до 108 минут.

Об этом фильме Стенли мечтал, еще когда учился в киношколе Кейптауна.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Дьявол песков / Песчаный дьявол"

оценка: 4

Когда еще ничего не было, а Земля представляла собой раскаленный шар, на ней уже была жизнь. Один из людей (демонов) того древнего мира живет и сейчас. Он хочет вернуться в свой мир (ныне – параллельный), но для этого ему нужны жизни "букашек", людей, который живут сейчас. Он совершает магические обряды, убивая людей и отсекая им пальцы. Он считает свою деятельность благом: он убивает тех, кто запутался, устал и хочет умереть, но кому не хватает смелости освободиться от жизни. Поскольку чувак живет в нашем мире, он не лишен человеческих чувств, страстей и всего такого прочего. Он влюбляется в одну из своих жертв, но потом – бац! – осенение: он должен ее убить, чтобы вернуться в свой мир. Муж чувихи идет по следам, но его жестоко пиздят негры из Намибии, а потом его вызволяет черный полицейский, который расследует дело серийного убийцы, отсекающего пальцы с начала ХХ столетия…

Мудаки с "Мирамакса" жестоко опошлили фильм, вырезав из него всю мистику, всю древнюю ритуальность, которая пёрла Стенли. Они превратили фильм в сраный триллер про серийного убийцу типа "Попутчика", — из-за этого их "подвига" я просмотрел фильм по кабельному ТВ в 1993 с презрительной ухмылкой. "Нормальный" режиссерский вариант фильма пропал, но режиссер оказался отнюдь не мудаком, он разыскал негативы и восстановил недостающее за свой счет. Фильм заиграл новыми красками, превратился во что-то доставляющее.

Про это "что-то" я и хотел сказать. Фильм "Песчаный дьявол" относится к той категории редких фильмов, которые иллюстрируют то, что нельзя проиллюстрировать. Своим особым ритмом, диковинной картинкой, медленно развивающимся (либо не развивающимся вовсе) сюжетом они показывают нам тени иного мира. Конечно, фильм Стенли не настолько тонок и убедителен, как, например, фильм Питера Уира "Пикник у Висячей Скалы", но это весьма достойная работа. Магия текучего песка, нарушенность социальных связей, боязнь пустыни, огонь, насилие и секс…

Жанр фильма определить невозможно, но это и не требуется. В нем можно найти отблески таких наработанных тем, как "серийный убийца" (триллер), "полицейское расследование" (детектив), жена, бросившая мужа, чтобы определиться, что ей все-таки нужно (психологическая драма), бывший киномеханик, по совместительству – маг ("трибют" киноискусству), белые менты-мелкие сошки, которые пиздят черных "преступников" (социальная драма), куча негров, которые пиздят белого чувака (социальная драма), а также: фантастика, фильм ужасов.

Но самое главное: пронизывающее насквозь чувство безумной пустоты, которая вовсе не пустота. Ричард Стенли ведет игру на "лезвии бритвы". За краем его фильма открывается совершенно иной мир. Для сравнения я могу привести фильм Питера Уира "Последняя волна" — тоже, так сказать, "этнографический" мистический детектив. Уир более классный режиссер, но что он, что Стенли – снимают на одну и ту же тему.

В таком фильме должно быть "хуепутало", которое путает всем карты, путает героев, сюжет и все такое прочее. Но мы видим "хуепутало", в основном, только в кретинских фильмах, снятых бездарями, а в "настоящих фильмах" хуепутало обычно находится в жестких рамках и занимает самую незавидную второстепенную роль. Было лишь одно яркое исключение – у Дэвида Линча в "Твин Пиксе", где агент Купер со своими тараканами в голове взабаламутил совершенно затараканенный провинциальный угол под названием Твин Пикс. Чернокожий следователь из фильма Стенли тоже имеет своих тараканов в голове, и он отправляется на охоту за Песчаным Дьяволом, чтобы стереть боль от потери сына. Он не верит в магию (это неверие – белое наследие слишком разумных и практичных буров-протестантов), но что-то толкает его вперед. Его друг и начальник, качая головой, нарывает целое досье, давно уже забытое и списанное, в котором говорится о том, что некий чувак еще сто лет назад начал странствовать по пустыне и отрубать у случайных встречных пальцы. Следователь обращается к своему старому знакомому, который выкладывает из камней лабиринт и "кое в чем сечет". Следователь, будучи рациональным челом, конечно, не сможет победить. Поэтому мы увидим в финале подлинное хуепутало: бабу с дьявольской спермой в пизде и с ружьем на плече – как доминанту современного мира. А мнимое хуепутало, чернокожий следователь, печально сходит на нет.

(26.10.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Пыльный дьявол

Дьявол песков / Песчаный дьявол оценка: 2.5

Довольно муторная какая-то полуартаусная мистически-маньячная тягомотина с элементами драмы и ужасов. Кто-то из американских критиков назвал её "тарковским на кислоте", но ни Тарковским, ни кислотой тут не пахнет — скорее раздутым эго режиссёра. За исключением буквально двух сцен, фильм очень сложно смотреть, не прерываясь на обед и не отвлекаясь на книгу о фусеки Кобаяси.

Сюжет строится на расследовании убийства, совершённого чуваком в плаще и шляпе, путешествующим по пустыне. Детектив, ведущий это дело, в ходе расследования обнаруживает, что чувак, за которым он гонится — демон, совершающий эти убийства уже много лет. Чувак же в это время встречает очередную жертву — сбежавшую от мужа домохозяйку — и медленно втирается в ней в доверие.

Описывать всё очень долго, лучше я вам сделаю монтаж, и сразу расскажу о двух сценах, которые хороши.

Первая — совсем небольшая, скорее идея, чем сцена — когда домохозяйка подобрала голосующего демона, едет с ним по дороге, базарит, говорит что-то важное, после чего демон приходит к какому-то выводу (не помню что, но это значимая деталь в контексте сцены) и тут она видит что-то впереди на дороге. "Не останавливайся!" — говорит ей демон. Она подъезжает, присматривается, и видит, что это сам демон стоит у дороги и голосует, как несколько минут назад, когда она его подобрала. "НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ!" — говорит ей демон, но она бьёт по тормозам, останавливается, и обнаруживает, что демона нет нигде — ни в машине, ни на дороге.

Крутая сцена такая, Линчем пахнет.

А вторая — это уже полноценная большая сцена в конце, когда все герои добираются до покинутого и занесённого песком городка в пустыне. И они там друг за другом гоняются, и ползают внутри домов по кучам песка. Иногда даже весь дверной проём уже засыпало, и только в щёлочку под потолком по песку можно пролезть. И ещё там есть кинозал, засыпанный песком. Это всё в самом деле круто выглядит, из этого можно было бы настоящий сюр сотворить, если постараться.

Впрочем, если постараться, из этого фильма многое можно было бы сотворить, потенциал в нём есть. Но реализация — так себе.

(28.10.2010)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Дьявол песков / Песчаный дьявол"

Дьявол песков / Песчаный дьявол оценка: 3

Мистический фильм, действие которого разворачивается по большей части в пустыне, что придает ему необычный вневременной колорит. Странный убийца останавливает машины с женщинами, пользуясь своей мистической силой, сначала покоряет их в постели, а затем убивает. Тревожное предчувствие овладевает полицейским, расследующим эти убийства, среди циничных коллег, не осознающих скрытый пласт преступлений. Девушка бросает распускающего руки мужчину и устремляется в пустыню на красной машине, чтобы проткнуть ее, словно копье. Все они встретятся в ломаном доме, забитом песком.



"Песчаный дьявол" — это один из потерявшихся телефильмов, которые оказываются в итоге довольно крутыми. Лучшее здесь — это пустыня, кадры, которые эксплуатируют ее, насыщают символами вроде ползающей по окровавленному стеклу мухи или спирали из камней, и нестандартное развитие сюжета, не нацеленного на вовлечение. Иногда, правда, символизм автора чересчур прямолинеен:



Так или иначе, "Песчаный дьявол" — довольно любопытная история на тему того, что убивающий дракона сам становится драконом. Плюс там впечатляющая концовка.

(28.10.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: