Награды: Академия фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США — лучшая роль (У.Дефо) и специальная премия за талантливое использование кадров из оригинального "Носферату" Мурнау в качестве бэкграунда. Avignon Film Festival — Prix Tournage. Bram Stoker Awards — лучший сценарий. Fantasporto — лучший актер (У.Дефо). Ft. Lauderdale International Film Festival — лучший актер (У.Дефо). Independent Spirit Awards — лучшая роль второго плана (У.Дефо). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший актер второго плана (У.Дефо). Satellite Awards — лучший актер второго плана (У.Дефо). МКФ в Каталонии — лучший актер (У.Дефо), специальное упоминание (Э.Элиас Мериге)..
Интересные факты о фильме:
Роль Макса Шрека была написана специально для Уиллема Дефо. После этой роли впечатленные продюсеры пригласили его в "Человека-паука" на роль Зеленого Гоблина.
В фильме ставится акцент на греческую мифологию. Так, например, съемочную группу везет в Чехословакию паровоз под названием "Харон", а Макс Шрек цитирует строки из "Титона" Теннеси Уильямса о бессмертной твари, которую не может принять мать сыра-земля, — по мнению Шрека, это придает его персоне немало трагизьму.
Мы видим черную готическую комедию. Экспрессивный Фридрих Мурнау (в исполнении Джона Малковича) вместе со своей съемочной группой прибывает в заброшенный замок. На роль вампира находится "звезда" — некто Макс Шрек ("Не надо грима!"). Съемочная группа восхищена игрой специально приглашенной звезды. Когда он отрывает голову пролетавшей мимо летучей мыши и съедает тельце, раздаются аплодисменты: "Какой великолепный актер! Какое мастерство!" Со временем начинают пропадать люди. Однако, рабочая творческая атмосфера не предполагает паники. Только Мурнау знает, что представляет собой Шрек. (Шрек: "Я голоден! Я хочу есть!" Мурнау: "Если вы будете продолжать есть операторов, я отведу вам второстепенную роль!"). В конце концов "основной инстинкт" берет верх над тягой к прекрасному... Но надо отдать должное фанатику Мурнау, он довел свое дело до победной точки, прошел, что называется, по трупам. Стивен Катц буквалистическим образом доказывает старую сентенцию о том, что искусство требует жертв. И педантично уточняет: жертв кровавых.
Несмотря на то, что фильм весьма и весьма забавный, его атмосфера максимально приближена к классически-носфератовской, и потому смех иногда становится нервным. Восприятие фильма перестает быть чисто рассудочным, "интеллехтуальным", связи с оригиналом рвутся, все киношные аллюзии растворяются в мрачном вареве готического хоррора, и рассудочное восприятие превращается в эмоциональное, чувственное, какое, вероятно, испытывали первые зрители картины Мурнау.
А было это очень давно. В 1922 году. И сам факт появления такой картины, как "Тень вампира", можно считать знаком того, что кинематограф обрел подлинный культурологический вес, глубоко ушел корнями в историю человеческой цивилизации, оброс легендами и мифами, пусть даже ироничными, где-то даже скабрезными — но на то ведь мы и живем в эпоху постмодернизма (вернее, отживаем), где без шуток-прибауток выжить прям-таки невозможно. Почетным гражданином растасканной на цитаты планеты Земля является актер Джон Малкович, по типу героя "Конька-горбунка" прыгнувший из чана с кипятком в чан с молоком, то есть, из фильма "Быть Джоном Малковичем" нырнувший в фильм "Быть Фридрихом Мурнау" и обернувшийся этаким молодцом. Что и говорить, нелегко быть самим собой в этом безумном, безумном, безумном мире, где вампиры играют актеров, актеры играет режиссеров, а режиссеры думают, как бы еще распотешить зрителя, позабывшего о классике, которую забывать нельзя. Тени забытых предков стучат в мозг современных режиссеров и требуют дани в виде 90-минутных памятников, металл для которых добывается адскими усилиями сотен людей, порабощенных кинематографическим молохом.