На днях пересмотрел югославскую музыкальную комедию "Давайте любить", вышедшую на киноэкраны СССР осенью 1990 года, а сегодня решил пересмотреть уже советскую музыкальную комедию "Наш человек в Сан-Ремо", вышедшую в том же сезоне.
Короче, сюжет: афганец Коля выписывается из госпиталя где-то в Саратове (или хер его знает, где). Колю встречает друг и земляк Лёня, – оба из Норильска. Лёня в отпуске, у него "дипломат", полный северного бабла. Они собираются в Сочи. Но тут Коля влюбляется в ресторанную певичку Таню. Он решает сделать из нее звезду. Они ищут композитора, потом, по совету композитора, едут в Гродно, чтобы одна "подающая надежды" подвальная группа – это, к слову, группа "Мегаполис" — сделала к песне аранжировку и взяла Таню к себе солисткой. После долгих мытарств Таня становится звездой, а Коля и Лёня возвращаются в Норильск отрабатывать долги. Концовка, кстати, очень клевая.
Когда я посмотрел фильм в детстве, то поставил ему 1,1 балла. (Да, я уже тогда начал ставить оценки, только ставил их не по примитивной экраночной 10-балльной шкале, а по 50-балльной, причем с экспоненциальной зависимостью). Сейчас, конечно, оценка сильно изменилась.
Но, бляха-муха, если это – музыкальная комедия, то я – Юрий Никулин это определенно самая депрессивная из всех музыкальных комедий. Соавтором сценария числится режиссер и сценарист Сергей Бодров (тот самый, который снял "Монгола" и "Кавказского пленника"), который в конце 80-х – начале 90-х впал в черную меланхолию и начал снимать угрюмое пост-перестроечное кино социальное типа "Каталы" и "Я хотела увидеть ангелов". Да помните ли вы вообще смешные фильмы, сделанные на студии "Беларусьфильм"? Я не помню… "Наш человек в Сан-Ремо" — это мрачное, угрюмое кино, поцсоцреалистический "этюд в говнистых тонах" — причем эта грязно-бурая цветовая гамма, обычно присущая пленке Шосткинского производства "Свема", кажется, была продуманной и намеренной. В фильме есть различные музыкальные номера: в основном, концертные, но есть также и вставные клипы (типа, сны героев). Всё сделано на высоком уровне русского шоубизнеса той поры (не обошлось даже без человека в белом костюме на волнорезе). И, естественно, не могло не отвратить зрителя той поры от экрана. Но как только камера отворачивалась от эстрадного убожества и переходила в "обычную" городскую среду, всё становилось еще хуже, еще гаже и мрачнее: обшарпанные стены, подвалы, портвейн, вечно пасмурное небо, мудацкие джинсухи… словом, – омерзительная эстетика совдеповского быта во всем его однообразии.
В фильме есть только один момент, который с натяжкой можно назвать "комедийным". В этой гротескной сцене Коля и Леня выправляют капот с помощью кувалды. Да и то, самое интересное (то, как они шпатлюют и красят с помощью кувалды) остается за кадром.
В роли Тани снялась Татьяна Скороходова, а поет за нее Светлана Медяник. Смутно знакомое имя… но так и не вспомнил, кто она. Зато вспомнил музыкальную передачу на питерском телевидении "Топ-секрет", о которой, казалось бы, забыл уже навеки. А ведь это была неплохая передача.
Поставил фильм загадочный режиссер Александр Ефремов: предыдущий его фильм, "Давай поженимся", был снят в 1982 году, а последующий, "Поводырь", — в 2001-м. Интересно, чем таким важным он занимался двадцать лет, что решился за это время лишь на одну постановку?
Кроме "Мегаполиса", в фильме участвуют группа "Мираж" (Татьяна Овсиенко во время концерта садится Коле на коленки), группа "Трудное детство" (Маркин продает Лёне синтезатор), Сергей Минаев и еще какие-то черти.