Режиссер:
Кевин Рейнольдс. Сценарий: Кевин Рейнольдс и Тим Роуз Прайс, Оператор: Стивен Виндон, Композитор: Стюарт Коупланд.
В главных ролях: Джейсон Скотт Ли, Эсаи Моралес, Сандрин Хольт. В ролях: Эру Потака-Девес, Эмилио Туки Хито, Гордон Хатфильд.
Интересные факты о фильме:
Фильм иногда критикуют за нелепость многих элементов жизни рапануйцев, показанных в картине — например, гонку с яйцами. Тем не менее, практически все бытовые подробности (включая гонку) изображены довольно точно, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам.
Исторические события, описанные в фильме (восстание короткоухих) произошли приблизительно в 15-16 веках. Считается, что полностью истреблённые длинноухие обладали развитой культурой (среди прочего — секретом строительства Муаи), ныне совершенно утраченной.
В фильме можно видеть, что Муаи строят, используя для этих целей деревянные брёвна. Это приблизительные реконструкция технологии, исходящая из предположения, что, когда полинезийцы высадились на остров Пасхи, он, вероятно, был покрыт густым лесом. К моменту, когда на остров впервые высадились представители западной цивилизации, он представлял собой холмистую степь — там не было ни одного дерева.
Это едва ли не единственная известная цивилизация, в которой каннибализм играл существенную практическую роль — у рапануйцев не было скота (только куры и крысы, популяции которых были очень ограничены), и поедание убитых врагов было зачастую единственным источником животного белка.Версия для печати
Владимир Гордеев:
Хорошенький, твою мать, рай! С яйцом на голове по скалам скакать...
"Рапа-Нуи" — так называется остров Пасхи на языке аборигенов, а сам язык зовется "рапануйским" (чуть не написал: "жопоротским"). Русские локализаторы дали фильму охренительно банальное название: "Потерянный рай". И вы знаете, в этой банальности имеется свой потаенный смысл, ведь "Рапа-Нуи" — совершенно банальная голливудская история, которую можно заточить под любую историческую эпоху и любой народ, и будет всё то же самое: юные влюбленные, любовный треугольник, соревнование претендентов за руку прекрасной дамы, борьба против зарвавшихся властей, богоборчество. Словом, полный набор голливудских штампов, рассчитанных на невзыскательную, уже воспитанную на этих штампах публику.
Молодой Норо из племени длинноухих (этот клан держит власть над другими кланами) влюбляется в Раману – молодую девушку из племени короткоухих (длинноухие заставляют короткоухих вытачивать из камня фигуры богов – так называемые "моаи"). Здесь сразу два мотива: первый, затасканный донельзя, — мотив "Ромео и Джульетты"; второй, который встречается в голливудском кино ничуть не реже, — эксплуатация одних народов другими. Сквозь этот жирный карлмарксовский мотив с неслышным топотом крадется аллюзия на "Гулливера в стране лилипутов": противостояние тупоконечников и остроконечников, сидящих в своем маленьком и глупеньком мирку.
Поскольку я люблю всякие экранные приключения, то для меня кульминационной сценой фильма является состязание чуваков с разных племен. Кто победит – племя того и будет властвовать. Призом лично для Норо должна стать женитьба на Рамане… Состязание выглядит следующим образом: надо спуститься со скалы, доплыть на каноэ до острова, где гнездятся бакланы, похитить у них яйцо, а потом первым взобраться на скалу обратно. Соревнование идет без правил. Друг друга можно пиздить камнями, сталкивать в пропасть и топить. Удивляет одно, почему участники состязания не разобрались друг с другом сразу? Устроили бы массовое валилово наверху, а потом единственный, кто был бы в состоянии ходить, спокойно спустился бы с горы, переплыл бы бухту и добыл вожделенное яйцо…
После сцены состязания следует другая кульминационная сцена – ее для себя выделят те, кто любит поумничать и в ком горит огонь революции. Короткоухие поднимают бунт и берут власть в свои руки. Оказывается, что они ничем не лучше (впрочем, и не хуже) длинноухих.
Наконец, есть и третья кульминационная сцена, заключительная, для любителей экранных соплей. У Норо и Раманы рождается ребеночек, и они уплывают к чертям с этого гребаного острова. Прямо на закате. Или рассвете, хуй его знает. В "интересных фактах" к этому фильму у нас написано, что фильм исторически и этнографически достоверен. Не так уж он и достоверен: известно, что отправляясь в дальний путь, рапануйцы брали с собой козу, курицу и собаку (или что-то вроде того). Но эти наши рапануйцы взяли с собой только ребеночка. Еще они хотели взять с собой деда (известно, что жители острова Пасхи не брезговали каннибализмом в виду отсутствия другого животного белка), но дед не поехал. Умный, с-сука, оказался.
Сюжет банален, голливудский каркас торчит наружу, еле прикрытый лохмотьями рапануйцев, однако и снят фильм довольно бледно. Таков отличительный почерк Кевина Рейнольдса – любимого режиссера Дмитрия Савочкина. Режиссер умудряется делать настолько безликое кино, что фамилию этого, с позволения сказать, автора, наверное, не помнит и сам Дмитрий Савочкин (я, на всякий случай, здесь ее ему напоминаю). Рейнольдс подгоняет не только сюжет, но и видеоряд под некий голливуцкий стандарт. Его "визуальный почерк" невозможно отличить от почерка, скажем, Мика Гарриса, снимающего фильмы по Стивену Кингу, или от какого-нибудь другого подобного голливуцкого стандатизатора. Но в случае "Рапа-Нуи", тусклое голливудское зрелище хоть как-то расцвечено "пасхальной" этнографией.
Естественно, что фильм проигрывает по сравнению с другими историко-этнографическими картинами. Фильмы Терренса Малика не спутаешь ни с какими другими: медитативное, волшебное кино, с особым ритмом, досконально продуманное, безусловно авторское. Да взять хотя б "Апокалипто" Мела Гибсона: несравненный экшн, восхитительная жестокость. А "Андрей Рублев", а те же "Семь самураев"? История, пропущенная через призму восприятия думающего, тонко чувствующего человека, выглядит гораздо предпочтительней и естественней шаблонной голливудской поделки. Как бы: все равно наврешь, реконструируя, так будь хотя бы самим собой. Честно скажи, что думаешь о той эпохе, а не подстраивайся, блять, под зрителя.
В конце 80-ых Кевин выбился из крепких голливудских середняков (откуда обычно дорога в категорию "Б" или на свалку) в "звёзды средней руки". Откуда, опять-таки, дорога либо назад – в середняки, а оттуда в категорию "Б", либо, через какой-нибудь прорыв – в высшую лигу. Устав ждать этого грёбаного прорыва от других, Костнер устроил его себе сам. Он создал небольшую производственную компанию "TIG Productions", которая в 90-ом году выпустила на экраны свой первый, снятый, как и положено, за копейки, фильм – "Танцы с волками".
За пять лет до того Костнер познакомился с режиссёром Кевином Рейнольдсом, которого он затем притащил снимать "Робина Гуда: принца воров", и с которым затем он с перерывами будет работать все девяностые годы. Лично я Рейнольдса считаю хорошим, даже отличным режиссёром (я не смотрел "Графа Монте-Кристо", так что не надо задавать мне провокационных вопросов). Но не могу не признать, что в ответе на вопрос "что мы знаем о Кевине Рейнольдсе", приходящий в голову на последних минутах "Рапа Нуи", уже слышен отзвук эпического фейла впереди. Глядя в непрерывную водную гладь до горизонта, над которой, навстречу солнцу, летит кинокамера, становится понятно, откуда вырос главный былинный отказ Голливуда 90-ых – "Водный мир", потопивший и "TIG Productions", и Кевина Рейнольдса, и Кевина Костнера. Но это будет только через год.
А пока – на дворе девяносто четвёртый, и, если опустить идиотское вступление про открытие острова Пасхи, вставленное туда, судя по всему, по настоянию студии-дистрибьютора, то можно получить свою долю удовольствия от этой неожиданной картины, снятой продюсером Костнером и режиссёром Рейнольдсом на студии TIG Productions (кстати, это чуть ли не единственная картина ТИГа, в которой сам Костнер не снялся).
Фильм совмещает в себе такое множество абсолютно разноплановых жанров, что разбегаются глаза. Это и мелодрама, и спортивный фильм, и социальный эпос, и философская сага, и политическая драма о великой французской революции. Здесь множество персонажей со своей, весьма замысловатой, сеткой взаимоотношений. Такой византийщины, признаться, сложно было ожидать от фильма про реальность с площадью 162 квадратных километра.
История цивилизации, погубившей саму себя в экологической и социальной катастрофе, показана, как и все подобные рассказы, через историю любви, дружбы и ненависти в одном отдельно взятом любовном треугольнике. Главный герой – молодой, но уже довольно мускулистый ботан Джейсон Скотт Ли (вы видели, каким он стал кабаном в "Солдате" Андерсона?!?!!) – внук вождя племени, такого себе "Лёни-космоса", потерянного в космическом пространстве, и ожидающего "белое каноэ", которое отвезёт его к богам. Фактическая власть принадлежит жрецу – агрессивному пиздоболу, который целыми днями пьёт кровь простых тружеников, и рассказывает им, что можно, а что – табу. А если кто делает что, чего табу, так тому пиздец. И вот всю эту идиллию нарушает приближающиеся выборы гонки с яйцами. Гонки с яйцами – это такой способ определить, кто будет править островом следующий год. Хорошо было бы, чтоб и у нас тоже так же определялся президент. Представляете себе? Янукович и Тимошенко, Тигипко и Ющенко, в неглиже и с яйцами в мешочках бегают по склонам холмов и плавают на каноэ… но я отвлёкся.
И вот Джейсону Скотту Ли (блять, я всегда их путал с Дженифер Джейсон Ли – это точно не один и тот же человек?) надо ещё чуток подкачаться и научиться плавать на каноэ, потому как ему предстоит принять участие в этой самой гонке с яйцами, чтобы продлить "Лёне-космосу" срок мэрских полномочий, а заодно жениться на девушке из низшей, так сказать, "касты". Простых тружеников. Которых это всё тоже, блять, порядком заебало. К ней же — низшей касте — принадлежит и друг Ли, который влюблён в ту же самую девушку, и тоже хочет на ней жениться, и для этого тоже хочет принять участие в гонке.
Я вам все сюжетные перипетии не буду пересказывать, ладно? Кончится всё плохо. Но в то же время обнадёживающе. Вообще, кстати, концовку – вот этот аккорд, типа "извините, я на тракторе" — я всегда искренне считал удивительно удачным сюжетным решением. Не в последнюю очередь благодаря ей этот фильм я считаю классическим.
Конечно, магия давно прошла. То, что так покорило меня при первом просмотре, уже не выглядит откровением: и фраза "Нет никаких богов" на 27-ой минуте, и фраза "А кто мне может это запретить?" на 136-ой. Но даже по прошествии полутора десятков лет фильм всё равно выглядит достаточно пиздоватым и задорным, несмотря на традиционную для Рейнольдса тяжеловесность. Все эти чумазые и мускулистые мужики с голыми ягодицами, и тётки с сиськами (тема раскрыта).
Мор:
Рецензия на фильм "Рапа Нуи / Потерянный рай"
Этот фильм я смотрела, параллельно выполняя упражнения на электрогитаре, потому что делать все последовательно — времени не напасешься, нах. Играть было гораздо увлекательнее, чем наблюдать за тем, как кучка дикарей воздвигает статуи, ссорится и сражается за женщину, но совмещение дел позволило избежать чувства лени. Нужно сделать оговорку, что мое мнение здесь вряд ли может играть какую-то роль, потому что фильмы о дикарях, эта занимательная этнография нагоняет на меня тоску. Реконструкция психологии людей, живших много лет назад или в других условиях, требует таланта. Невозможно смотреть на то, как древний человек с другого конца света ведет себя, словно голливудский любовник. Почти любое кино про то, как люди охотятся на мамонтов, или то, как они живут внутри экзотических племен, если только это не Херцог, заранее вызывает у меня равнодушие. "Рапа Нуи" — красивый фильм с четко построенным сюжетом и расписанными, будто для школьников, противостояниями. Эта сценарная четкость( я бы даже сказала — драматургический примитивизм) делает историю безжизненной. Словно персонажи компьютерной игры, в которой ты застрял, они будут предлагать твоему вниманию классические ходы, взывать к лучшим чувствам, а заодно, как положено развлекательному кино, демонстрировать природные красоты. I'm too old for this shit. Там есть ослепительно синее море, статуи острова Пасхи, колоритные вожди и трогательная влюбленная парочка, но меня все это совершенно не трогает.