В главных ролях: Тосиро Мифуне, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Шимазаки, Каматари Фудзивара, Дайскэ Като, Исао Кимура. В ролях: Минору Чиаки, Сэйдзи Миягути, Йошио Косуги.
Награды: МКФ в Венеции — "Серебряный лев" за лучшую режиссуру. Mainichi Film Concours — лучший актер второго плана (С. Миягути). Jussi Awards — лучший иностранный режиссер, лучший иностранный актер (Такаси Симура). .
Интересные факты о фильме:
Съемки часто останавливали из-за нехватки лошадей: меняли план и наездников, дабы при монтаже создать впечатление "лошадиной" массовки.
Актер С.Миягути никогда не держал в руках меч, поэтому операторам пришлось хорошенько постараться, чтобы снять его в выгодных ракурсах, давших бы иллюзию, что на экране — видный мастер.
Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма — какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.
Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события "Семи самураев" разворачиваются в 1586 году.
Роль Кикутиё стала любимой для актёра Тосиро Мифунэ, который всю жизнь помнил каждое произнесённое его героем слово.
Оригинальная длительность фильма составила 203 минуты. В США и Европе фильм шёл в обычном прокате в версии, сокращённой до 141 минуты.
Семь самураев – эпохальный, могучий текст, про жизнь которого можно написать статью, как минимум вдвое превышающую аналогичный рассказ про Йодзимбо. Количество только откровенных, прямых римейков фильма (включая официальные и неофициальные римейки) превышает десяток, а всевозможные отсылки, оммажи, аллюзии, трибьюты и прочие иностранные слова просто не поддаются счёту.
Куросава создал новую мифологему, новый архетип – септет, защищающий деревню от бандитов. Архетип настолько мощный, что даже трудно поверить, будто Куросава сам это придумал. Всё время хочется перебрать в уме древних греков и пройтись по средневековым схоластам. Но сколько не отыскивай торчащие откуда-то уши, факт остаётся фактом – этот архетип стал достоянием массовой культуры, благодаря Акире Куросаве – и его блистательной команде.
"Семь самураев" вышел в 1954 году, в "золотой век" дзидайдеку, и немедленно стал новой классикой. Фильм неспешен, даже тяжеловесен. Действие разворачивается степенно, зато каждый кадр, каждая диспозиция становятся очень важны, приобретают какое-то новое значение.
Смутные времена, когда никому нет дела до тех, кто затерялся на границе. Крохотная деревня, в которой крестьяне еле сводят концы с концами. И сколько они себя помнят, их терроризирует банда воров и убийц, каждый год отбирая у них все деньги и большую часть урожая, и оставляя лишь столько еды, чтоб они не умерли с голоду. Жители деревни собираются на сходку. Что делать? Драться? Да вы что, нас перебьют! Позвать соседей? Да кому мы нужны?!.. Давайте спросим у старого мудреца! Мудрец! Что нам делать?.. Хм… Когда я был молод, я видел однажды, как дрался самурай! Нам нужно найти самурая, и нанять его, чтобы он защищал нашу деревню от бандитов!
И вот группа крестьян отправляется в путь на поиски самурая. Они обходят другие деревни, постоялые дворы, заходят в города, пока не находят, наконец, ронина, убивающего у них на глазах террориста. Будешь работать на нас? Нам надо, чтобы кто-то защищал деревню от бандитов. А сколько бандитов? Мульйон. Ну, тогда я один не справлюсь. Тогда вам надо хотя бы человек семь. Семь?! Где ж нам их взять?! Где ж найти семь самураев? Не сцыте, — говорит им ронин, и хитро подмигивает, — что-нибудь придумаем.
Это развлекательное кино, задуманное и реализованное, как боевик. При этом в нём на три часа всего две (ну, может три) боевые сцены, зато умопомрачительное количество драматических раскладов, сюжетных контаминаций и актёрской игры. Вся эта… станиславщина, знаете, да? Её тут много, на каждом лице, в каждой сцене, тут всё по-настоящему, тут всё всерьёз. Это и триллер, и драма, и комедия – это могучий архетипический бульон, смешавший воедино всё, что вы когда-либо хотели увидеть в боевике, но боялись об этом попросить. Ну, можно, кроме сисек Анджелины Джоли, их здесь нет. Зато есть всё остальное.
Писать об этом фильме, всё равно, что писать о "Гамлете" — ты можешь выдать текст в десять тысяч слов, и при этом всё равно не будешь уверен, что сказал хоть что-то оригинальное, хоть что-то, чего ещё не написали до тебя.
Когда я стану большим и буду снимать блокбастеры, я обязательно сниму фильм "Семь казаков". В нём запорожские казаки во времени руины будут защищать украинскую (или москальскую) деревню от чернорожих кочевников. Они будут в красных шароварах и черных жупанах. Они будут размахивать гнутыми турецкими саблями, и рубить головы направо и налево. Они победят.