Режиссер:
Джеймс Хоуз. Сценарий: Лиззи Миккери по роману Джона Бьюкена, Оператор: Джеймс Эспинолл, Монтаж: Таня Реддин, Художники: Хэйден Мэтьюз, Никки Маккаллам, Композитор: Роберт Лэйн, Продюсер: Линн Хорсфорд.
В главных ролях: Руперт Пенри-Джонс, Лидия Леонард. В ролях: Эдди Марсан, Патрик Малахайд, Патрик Кеннеди, Алекс Дженнингз, Дэвид Хэйг и др.
Бывают такие фильмы, что прямо вся жизнь проходит перед глазами. Вот, например, такой фильм – "39 ступеней". Не тот, старый, Хичкока. А относительно новенький, хотя и не совсем уже с иголочки фильм – Джеймса Хоуза, кто бы он ни был. Такое логичное завершение всей эпопеи, начавшейся в тридцатых годах, прошедшей бондиану и еще сто пятьсот шпионских фильмов, и пришедшей к развесистой клюкве, фильму без всякой интриги, зато исполненному чистого бессмысленного действия.
Вообще говоря, у нас уже есть рецензия на этот фильм. Она была написана в апреле 2008 г., когда мы еще не подозревали о существовании ремейка. Да он тогда еще и не вышел — он вышел в декабре. Тем не менее, еще до этого запросто можно было написать на него рецензию.
Оригинал хорош главным образом стройностью и логичностью сюжета – начало там в начале, конец в конце, а по ходу действия нет совершенно никаких натяжек, а есть только прикольные мелочи. Посмотрев ремейк, к тому же начинаешь ценить какие-то, казалось бы, еще более простые вещи. Ну там, наличие интриги (в шпионском фильме). Или цельность характеров. Логику поступков действующих лиц. Да и вообще, после этого ремейка оригинал не кажется ни устаревшим, ни наивным, а наоборот – только прекрасным.
Начинается ремейк с того, что какой-то чувак бежит. Он бежит все титры и еще немного, это несколько дольше, чем было бы хорошо. Дальше он вбегает к спесивому молодому человеку, который играет в Джеймса Бонда, рассказывает ему всю суть открытым текстом (где-то на пятой минуте убивая всю надежду на интересный фильм), всучивает блокнот с секретными записями и умирает от рук немецких молочников. Это неожиданно сбивает спесь с молодого человека, и тот начинает резво убегать. Через девятнадцать минут экранного времени он уже в шотландском городке, причем ни минуты из этих девятнадцати он не думал. Да и о чем бы ему. И вот странно, это как бы экшн, но за эти девятнадцать минут произошло два важных для хода фильма действия. Оригинала у меня под рукой нет, не знаю, сколько там прошло времени между началом и поездом, но (важных) событий произошло существенно больше.
Это, впрочем, не имеет никакого значения, потому что на самом деле ничего общего между оригиналом и ремейком нет. Первый имеет смысл, а второй – никакого, и общего у них быть не может. Таинственный профессор, поискам которого посвящена большая часть старого фильма, тут появляется сразу и открытым текстом сообщает, что он – злодей. Сохранены только формальности. Там был эпизод с наручниками. Ну и тут есть эпизод с наручниками. Только там на нем держалось полфильма, там благодаря ему развиваются отношения, а тут девушка умеет открывать их шпилькой. Раз – и открыла. Ну и на фига вообще это все нужно?
Поповторяв формальности за оригиналом, режиссер явно устал и решил – пора. И тут начинаются повороты (именно это в предыдущей рецензии называется поворотами сюжета в двадцати местах и закручиванием сюжета сильнее поросячьего хвостика). Она его любит! Нет, она его не любит, она шпионка! Нет, она не шпионка, а шпион ее дядя! Она умерла! А вот хрен, она не умерла, просто четыре месяца не давала о себе знать. В концовке фильма чувствуется истинное знание жизни и понимание людей. Девушка, которую герой любил и которую считал умершей, чудесным образом воскреснув, появляется на минуту на вокзале, чтобы мило улыбнуться герою, когда он уходит на фронт. Режиссер предвидел наши попытки принять эту сцену за галлюцинацию и внес полную ясность. Она действительно жила и пришла мило улыбнуться издалека, не подходя ближе и не сказав ни слова. Он улыбнулся в ответ…
Ну и да, это телевизионный фильм. Что сказалось, например, на освещении и работе оператора. Бедняга только один раз смог настоять, чтобы для съемок выбирали дни, когда на небе есть облачка. В большинстве кадров вместо неба – белый провал.