Странно, но всё время просмотра этого фильма (а я его смотрел в три приёма, потому что выдержать это за один раз мой возмущённый закипевший разум не смог), меня не отпускало это словосочетание. "И овладел ею". Причём, в различных вариациях. Например, "а затем овладел ею". Или "и там овладел ею". Или даже так: "после чего, наконец, овладел ею". Или так: "ВНЕЗАПНО овладел ею сзади". Уверен, что если вы не смотрели картину, и будете делать это после прочтения моей рецензии, то вас будет преследовать то же словосочетание.
"Цветок дьявола" позиционировался, как российский ответ "Сумеркам", с той только разницей, что в "Сумерках" сюжета нет вообще, а в "Цветке" есть хотя бы макгаффин – висящее посреди леса гигантское красное светящееся влагалище. (Там ещё к нему с обратной стороны замок был пришпандюрен, но это мелочи). Оно манит, словно Михалыч в труселях одноимённого цвета, главную героиню, которая думает, что это что-то значит, но никак не может понять, что именно.
У "Сумерек", правда, есть своя сильная сторона – осмысленность происходящего, которая, не смотря на довольно примитивные пубертатные расклады, не покидает кадр ни на секунду. Авторы "Цветка" же решили такими мелочами не заморачиваться. Я думаю, фильм был создан примерно так, как в рецензии у Саши Руденко снимали эпохальную картину "Три": чуваки из сельского клуба кинолюбителей порно надыбали деньжат, свистнули в ближайшей забегаловке, и набрали себе сьёмочную группу, распределение функций в которой определяли жребием. Так кто-то стал сценаристом, кто-то – декоратором. Те, у которых физиономии поприличнее, разыграли между собой роли. Главную роль, конечно, не разыгрывали – она досталась дочери Сан Саныча. "Эта девушка".
В итоге получился текст феерической степени буратинизированности – даже в знаменитом "Клыке", который я до сих пор считал эталоном буратинизации кинопространства, не было СТОЛЬКО дерева в кадре. В картине нет буквально ни одного диалога, да что там – практически ни одной фразы, которая казалась бы произнесённой живым человеком, ни одной законченной мысли, ни одной доведённой до логического завершения линии. Это следует помножить на тот факт, что вдохновлялись авторы, не смотря на претензии, не "Сумерками", а, скорее, "Клубом Дюма" и "Кодом да Винчи" — то есть в фильме присуствует КНИГА (на непонятном языке, который один из персонажей, впрочем, знает и может попереводить надписи под картинками), а также дьявольские силы, воплощённые поваром из придорожной забегаловки (см. предыдущий абзац), у которого оказалось настолько одухотворённое лицо, что ему доверили роль дьявола. Правда, повар оказался туп, как пробка, поэтому у него в сценарии не было ни одной реплики (что не помешало ему, в нарушение правил, воскликнуть "Я здесь главный!" ближе к концу картины, расставив, так сказать, точки над "i").
Ещё фильм здорово задевает тем, что он... как бы... несколько далёк от тех реалий России, которые видел лично я. Скажем, персонажи катаются на лошадях, после чего идут домой, и девушка говорит парню "Сто лет на лошадях не каталась". "Да ну!", — искренне удивляется он. И ведь согласитесь, его удивление понятно. В России нет трамваев, маршруток и поездов. Зато в каждом дворе находится стойло, где усташий путник оставляет на ночь свою лошадь, центры городов просто усыпаны лошадиными паковками (50 руб. в час, не считая стоимости овса, чистка шерсти за отдельную плату), а в каждом киоске продаются пакеты для сбора лошадиного дерьма, потому что штрафы за дефекацию твоей лошади на проезжей части – кусаются.
Нет, вы не подумайте, что в этой картине всё плохо. В фильме симпатичная главная героиня (тема сисек приоткрыта), и есть даже один хороший дубль длительностью где-то три секунды. На сорок седьмой, кажется, минуте нам покажут в замедленной съёмке скачущих прямо на оператора лошадей, причём сам оператор при этом тоже на чём-то скачет, из-за чего камера то поднимается, то опускается. Красивый дубль. Только смотреть ради него полтора часа фильма не стОит.
Некоторые любят говорить о том, что у России женская душа. Идея, в принципе, прикольная, если не вспоминать о том, что в быту она почти всегда предшествует разговорам о политике. Мне же эта тема обычно нравится только в одном ключе – в попытке определить какой у России должен быть хоррор: женский, мужской, андрогинный или наоборот лишенный половых признаков.
Поясню про что разговор. Вспомните самых известных чудовищ европейского хоррора. Вампиры, оборотни, серийные убийцы, бешеные реднеки-людоеды. Мальчики, мальчики и снова мальчики. Те, кто придут выебут, погубят твою бессмертную душу, а потом, возможно, еще и съедят. На кого ориентированы подобные ужасы? На женщин, разумеется? Или, быть может, на мужчин, опасающихся потерять свое сокровище? Вряд ли. Мужчины на Западе пытались создать для себя хоррор-парадигму: “ведьмы, страшные злые ведьмы”, но из этой парадигмы ничего толкового не получилось. Почему? Потому что хоррор-парадигмы на Западе контролировал… ну, понятно кто.
Сравните подобный расклад на Востоке. Мертвая женщина – раз. Мертвая женщина – два. Мертвая женщина – три. Между прочим, Годзилла тоже телочка. Не знали об этом? Теперь будете знать.
Россия – винегрет из Востока и Запада, поэтому обе традиции встречаются здесь одинаково часто. Вспомните Панночку из “Вия”, Солоху из “Ночи перед Рождеством”, мачеху-оборотня из “Страшной мести”. Скажете, слишком много Гоголя? Да, но ведь другого хоррора у нас и не было. Ну, была еще, помнится, “Черная Курица” (“курица” – “она моя” – женский род), но история Одоевского выглядит настолько психоделической, что меня с неё по сей день кроет больше, чем с ганжубаса.
“Цветок дьявола” – первый отечественный хоррор ДЛЯ ДЕВОЧЕК. Нет, серьезно. Вспомните все предыдущие российские хорроры. “Ведьма” была снята по мотивам Гоголя и рассказывала про… ведьму. “Мертвые дочери” – про мертвых… дочерей. Для кого снимали “ССД” и “Фобос” мне до сих пор непонятно. А вот “Цветок дьявола”, пусть местами неказистый, но зато прямо в самое трендовое яблочко.
Зло – это такой холеный черный всадник с лицом Майкла Вайсса из сериала “Притворщик” (но не Майкл Вайсс). Всадник, который придёт, погубит твою бессмертную душу, вые… и дальше по списку. По набору жанровых клише – нормальный готический хоррор времен Рикардо Фреда и раннего Марио Бавы. Если закрыть глаза и открыть уши – “Сумерки 5”, снятые на “Баррандове” или студии “Дефа”.
Честно говоря, я возлагала на этот фильм определенные надежды, но мы получили очередной нелепый образец отечественного кино, которое выглядит жалко и абсурдно в мире четких сюжетов и сильных интриг, которые люди вполне умудряются создавать и в настоящее время. Все, абсолютно все в "Цветке дьявола" глупо. Примерно так:
Калька на американское кино выглядит смехотворно. Студенты, играющие в поло, или устраивающие вечеринки в домах с открытыми дверьми, — это уже перебор. Впрочем, "Цветок дьявола" крайне немногословен, его диалоги минималистичны, как и его "сюжет". Я смотрела его на экранке, поэтому надеялась написать о возне плохо различимых существ, но, к сожалению, все оказалось видно.