На днях напомнил нам о себе, умерев, Клод Шаброль. Уже несколько лет на Экранке существует посвященная ему страничка, не засиненная ни единой ссылкой на отрецензированный фильм. И вот, пожалуйста, надо, чтобы человек умер, дабы наше гребанное начальство, доставая бумажник и отслюнивая накокаиненные купюры, распорядилось "осветить творчество" этого выдающегося режиссера: "желательно на новинку".
Последний фильм Шаброля, как обычно, имеет подобие детективного сюжета, но на самом деле он, конечно же, о том, что – как сформулировал бы (сам не вполне понимая им написанное) какой-нибудь записной "искатель глубинного смысла" — ............ (нет, я на такое не способен).
В главной роли комиссара в отпуске – дородный актер Жерар Депардье. Он отдыхает вместе с женой в загородном поместье, где его аудиенции безрезультатно добивается какой-то стремный мужичок. К тому же, отпуск портит как снег на голову свалившийся сводный брат-неудачник, не менее стремный.
Комиссар все же берется за дело стремного мужичка, который ему (но не зрителям) сразу же все выкладывает, после чего комиссар проводит расследование, для подтверждения или опровержения путанного дела мужичка (заодно по кусочкам восстанавливая этот рассказ для нас, зрителей), причем, по ходу мы понимаем, что он проводит расследование вовсе не для того, чтоб, типа, восторжествовал закон, а как бы для себя, для каких-то своих экзистенциальных нужд – криминальный случай мужичка заинтересовал его неспроста, то ли как-то зыбко перекликаясь с его прошлым, то ли наталкивая его на развязку сложных отношений с непутевым братом – во всяком случае, все это преподнесено так, чтоб у зрителя возникали подобные туманные догадки.
Фильм нетороплив, не остросюжетен и с некоторой натяжкой его, пожалуй, можно назвать "житейским", даже несмотря на то, что случай мужичка довольно-таки неординарен, а под конец — судебное заседание (и вообще все связанное с адвокатом) почему-то вдруг сваливается в какую-то "годаровщину", то бишь бездарненький такой пошловатенький абсурд.