Фильм Питера Уоткинса посвящен жизни и творчеству знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка, стоявшего у истоков экспрессионизма. В отличие от большинства коллег, Уоткинс выходит за рамки стандартного биографического фильма. Снимая экспрессионисткое кино, он пытается приблизиться к художественному почерку своего героя. Телефильм "Эдвард Мунк", длящийся 3,5 часа, намеренно калейдоскопичен. Широкими "мазками" на холст фильма наносятся эпизоды из прошлого и настоящего. Многочисленными рефренами проходит навязчивое детское воспоминание "Мунка", глубокое, ранящее, будто процарапанное шпателем. Это воспоминание болезненно и ужасно, залито кровью: дыхание смерти, приблизившейся к Мунку, когда тому было 13 лет. Подобно многим своим родственникам, он заболел чахоткой и мог умереть (его отец, врач по профессии, слишком много времени уделял молитвам, нежели лечению). Кашель, хрупкость организма никуда не делись. Операторская манера изобилует крупными и сверхкрупными планами; активно используется ручная камера, — картинка "догматична", а ведь манифест "Догмы №5" будет сформулирован лишь 20 лет спустя. Наконец, фильм содержит монологи и комментарии многих современников Мунка, людей разных сословий и занятий, так, как если бы Уоткинс построил машину времени. Их комментарии относятся не только к деятельности художника. Люди "делятся" мыслями насчет "современной" культуры, морали, жизни, — будто их внатуре посадили перед телекамерой.
Христиания – так раньше называлось Осло – во времена Мунка была не слишком веселым местом. Ни музеев, ни театров, только лишь дешевый балаган, район "красных фонарей", кабаки. Полная культурная изоляция. Писатели, художники и студенты собираются вокруг писателя-анархиста Йеберга. Мунк – в их числе. Один художник-реалист, преподававший Мунку живопись, обрисовывая словами его психологический портрет, отмечает удивительную, "почти аристократическую сдержанность" Мунка. Мне кажется, что дело не в интровертности натуры Мунка, а в нежелании допускать человека с "его свиным рылом" в калашный ряд тщательно лелеемого подсознания. В фильме Уоткинса Мунк предстает этаким мрачным Вилли Вонкой, закрывшим свою фабрику на замок. Норвежцы-современники были беспощадны к Мунку, чей творческий путь представлял собой сплошной эксперимент, неутомимый поиск выразительнейших художественных средств. Жизнь в Париже, потом – в Германии Вильгельма II, дружба с поэтом-визионером Стринбергом и сатанистом Пшебишевским, сложные отношения с женщинами, выпивка и бесконечная работа, приступы агорафобии, ядовитые стрелы критики. Фильм Уоткинса мрачен, хотя и не настолько, как картины Мунка. Уоткинс чрезвычайно последователен: как только Мунк получает известность, Уоткинс ставит финальную точку. Благополучный Мунк его не интересует.