Черная комедия с нечистью — такая как бы восточноевропейская "Семейка Аддамс".
Семья вампиров приезжает в тихую деревеньку и забирает у одного кустаря, живущего на отшибе, жизнь, дом и профессию. Полиция раёна озадачена: начали пропадать люди.
Весь фильм посвящен тому, как вампиры принимают "гостей", от почтальона до социального работника, заковывают их в колодки и складируют в подвале, чтоб всегда была наготове вкусная свежая кровь…
Ну чо, нормальная вампирская комедия, до безумия вторичная, но эту вторичность слегка скрашивают русские березки, русские озера, русская трава-мурава и прочие псковские "дали".
Мне приглянулось другое: запах времени. Оказывается, новых фильмов Юлиуша Махульского я не видел ровно 20 лет! Creep! Я супер-стар (( Фильм "Кингсайз", просмотренный мною в 1990-м году, был снят совсем в другую эпоху, и как же забавно сравнивать "Кингсайз" с "Колыбельной" именно в этом контексте. Соцреализм "Кингсайза" (нарочитое визуальное выпячиванье стремных рынков, унылых многоэтажек а-ля "Ирония судьбы, или С легким паром", шапочек-"петушков" и прочей хрени) уступает место мирным пасторалям евросоюзной провинции, где всё хорошо, кроме вампиров. Да и вампиры, в общем-то, тоже неплохо.
Если сравнить "Колыбельную" с любым другим фильмом Махульского, снятым и смонтированным во времена существования Польской Народной Республики, то в "Колыбельной" весьма прилично ощущается заторможенность, возникающая, надо полагать, исключительно от снулой и спокойной жизни. Речь здесь идет не о Махульском лично, а о вялой, проникнутой расслабленностью атмосфере, которая обволакивает его. Махульский неизменно снимает жанровое кино. Он с легкостью потакает вкусам толпы, ему это прекрасно удается (даже его дебют, стилизованная криминальная комедия "Ва-банк", снятая им в 26 лет, стала громким хитом). То есть, он тонко чувствует общее настроение, и это отражается на ритме его лент. Например, чрезвычайно эксцентрическая комедия "Дежа вю" была снята в 1989 году, когда всех плющило, бодрило и растормашивало от внезапно дунувшего wind of change. Именно в 1989 году, кстати, ПНР превратилась в Польшу. "Дежа вю", фильм совместного советско-польского производства, стал хорошим символом времени, когда все вздохнули с облегчением и начали смеяться и прикалываться как над Лениным-грибом, так и над мрачными тенями соцлагерного прошлого.
Ленивый ритм комедии Махульского "Колыбельного" сообщает нам о том, что наш сосед-поляк, живет, в принципе, недурно. И это, в общем-то, неплохо.