Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Необычайные приключения Адель", или Красота достанет всех
Трейлером соблазниться сложно. В нем показывают некий сумбур (с участием птеродактиля), где заправилой является дамочка в костюме, который я датировала концом 19 века. В общем, в здравом уме на такое не подпишешься. Однако же небольшой интерес был. Казалось, если посмотреть фильм, то разрозненные и нелепые куски трейлера имеют шанс превратиться в связную историю.
История такая. Изящная девушка Адель, несмотря на молодость, уже знаменитая французская писательница. Апломба в ней — на десятерых рецидивистов, манеры как у извозчика. Методы залихватские и топорные, в стиле "бей по яйцам". Адель отправляется в Египет — вроде как по заданию своего издателя, чтобы набрать там материала и написать очередной кровавый триллер с участием мумий и древних заклинаний. Однако эта цель формальная, для прикрытия. Истинная же — выискать в исследуемой гробнице мумию гениального врачевателя, что лечил самого фараона, припереть ее в Париж и оживить. Оживить, чтобы гениальная мумия исцелила Аделину сестру. Несколько лет назад девицы так разыгрались в теннис, что сестра (получив от рассерженной Адели мячом в лобешник) рухнула плашмя на спину, и по несчастливой случайности шляпная булавка (хорошо заточенное орудие убийства длиной около 20 см, с помощью которого к прическе крепят канотье) пронзила ее голову насквозь — от затылка до лба. И уж два года как сестра в коматозе и несознанке, меж бровей у нее шизофренически торчит конец иголки, а Адель чувствует себя виновной в этом происшествии. В общем, в Египте Адель ищет доктора, а в Париже — пути его воскрешения, попутно отбиваясь от влюбленного юноши, полиции и каких-то врагов, явно нажитых при раскрытии секретов для написания прошлых книг.
Постепенно все становится ясно. "Адель" — фильм по комиксу. Комикс французский, никакого распространения у нас не имеет (а если и имеет — то среди небольшой группы). Происхождение комикса так и тычет в глаза всяким французским антуражем: тут и Мулен Руж, и триумфальная арка, и их музей естествознания, и тупая сонная полиция в котелках, и тюрячка с баландой, и гильотина с приглашенными зрителями, и кровища, и нелепица, и постоянное заигрывание со смертью. Последнее я считаю очень полезным. В нашей культуре такие игры не приняты, а завет "помни о смерти" воспринимается как оскорбление. У французов с этим легко, для них смерть — естественное событие, пусть и немного печальное, но совершенно не требующее кататься по земле и рвать на себе волосы. Они просто констатируют факт, пожимают плечами, поправляют прическу и продолжают заниматься своими Очень Важными Делами. Другое дело, если безвременно погибший ушел, не успев удовлетворить шкурный интерес заинтересованных! Вот тогда не грех впасть в отчаянье. Меркантильные они, эти французы.
В фильме есть смешное и гротескное, но оно настолько легковесно, что ничего серьезного после просмотра не остается. Кроме, разве что, раздражения хамской натурой девицы Адель и неожиданного уважения к египетским древностям. Эффекты не выдающиеся, но для комикса в самый раз. Пресловутый птеродактиль, тайну происхождения которого я ни за что не раскрою, оказался таким милым, что даже завел себе собачку и носил боа, и его смерть оказалась чуть ли не самым серьезным переживанием, уготованным зрителю. В общем, перед вами истинное французское развлечение — дурашливое и ни к чему не обязывающее. Можно смотреть в случае, если ну абсолютно нечего делать, и хочется не больно убить время.
P.S. А костюмчик оказался не конца 19-го, а начала 20-го века, а именно — 1912 года, так как в конце фильма Адель решает устроить себе отпуск и отправляется в круиз... на Титанике. Похоже, в продолжении зрителю предложат альтернативную версию гибели корабля, начисто лишенную всякой леобрильянтовой диромантики, зато снабженную убийственной неперевариваемой дозой суфражизма, профурсетства и феминизма.