Дмитрий Савочкин:
Куда же делся девятый легион? Ведь только что был здесь?!
В человеческой истории было много империй, и одной из них – весьма, надо заметить, большой и примечательной – была Римская империя. У неё, ясен перец, была армия, и в этой армии было много подразделений, одним из которых – вряд ли более примечательным, чем другие – являлся девятый испанский легион. Но у этого легиона было нечто, что современники не могли оценить по достоинству. А именно – воля слепого случая, который забросил этот легион завоёвывать Британию – будущую большую и великую империю.
Поскольку в империи ничего не может быть просто так – а всё может быть, как в Техасе, только самым большим – то и любой отдельно взятый парень с железной палкой уже не просто парень с палкой, а Великий Король Артур, Который Достал Эскалибур Непосредственно Из Задницы Камня. По этой причине именно про девятый легион – который, ну вот ей богу, ну вот совсем ничем не прославился – уже снимают третий фильм за пять лет, а книг о нём написано больше, чем о Гарри Потере.
Самое страшное загадко – это, конечно, исчезновение девятого легиона. На этот счёт есть три версии. По одной (наименее вероятной) – он был разбит Бар-Кохбой в Иудее. По другой (наиболее вероятной) – легион погиб в битве с германцами где-то на территории современной Голландии. Но есть ещё и третья версия, которую англичане любят больше всего, потому что по этой версии девятый легион был разбит пиктами, и именно это послужило причиной строительства Адрианова вала. На самом деле, если сравнить списки легионов первого века и третьего (которые служат основным источником сведений об армии Римской империи), то видно, что там половина легионов была расформирована, а вместо них были созданы новые. Ну и то верно. Затем одно и то же подразделение использовать несколько сотен лет, если вместо него можно новых насоздавать? Но все остальные легионы нам мало интересны, потому что они несли службу далеко от Англии, и от них не мог происходить ни Король Артур, ни Мерлин, ни фея Моргана. Так или иначе – в первом веке легион был, а в третьем веке его уже не было.
Я довольно скептически относился (и отношусь) к идее снимать фильмы о девятом легионе. Потому что рассказать чего-то нового и интересного по этой теме просто невозможно: там нет ни чего-то нового, ни интересного. Судя по всему, это понимал и Маршалл, поэтому выбрал единственно возможную концепцию для картины: он использовал исторический антураж только как фон, на котором разворачивается вполне самостоятельный (и весьма неплохой) сюжет из серии "seek & destroy". После довольно продолжительного сет-апа, завершающегося гибелью легиона, оставшаяся кучка храбрецов должна теперь бежать, что есть сил, потому что за ними по пятам следует ужасная КУРЫЛЕНКО, которая пьёт по ночам кровь христианских младенцев, и вообще наводит ужас на окрестных чупакабр. Такой сюжет, в общем, не имеет никакой связи с исторической фактурой: это мог быть фильм про древний Китай, про средневековую Центральную Америку или современный Ирак. Ну а Маршалл снял про девятый легион, попутно добавив своему сюжету забавных коннотаций.
Собственно, больше мне об этом фильме написать нечего. Кроме, разве что, того, что в фильме огромное число актёров, на которых приятно смотреть: от украинки Курыленко до датчанина Ульриха Томсена. У Маршалла просто какой-то нюх на актёров, которые хорошо смотрятся в кадре, этого у него не отнять. Ни в одном фильме у него ещё не было проходного актёрского ансамбля.
Все как обычно: Нил Маршалл снова играет в оловянных солдатиков. Но, скажу прямо: "Центурион" разочаровал. А ведь я возлагал на Маршалла большие надежды. Однако мальчик вырос и превратился в унылого ремесленника. Впрочем, это может быть только временным помутнением его яркого рассудка.
Короче. "Центурион" – очень средний костюмный боевик, который, в случае Маршалла, отличается лишь полным отсутствием оригинальных постановочных решений, сюжетных ходов, вдобавок, и звук так себе. И снят неинтересно, за исключением живописной, особенно в плане постановки света, сцены в лесу: два разведчика наблюдают за тем, как Ольга Курыленко гарцует на коне на противоположной стороне реки. Можно также отметить несколько эффектных случаев насильственной смерти: скачущий на коне римлянин прихватывает за волосы пикта и – башкой его об дерево, так что череп разлетается брызгами; римлянина нанизывают на копье, он атакует противника спиной и пронзает его остриём; и т.п… Маленькие дети, которых было немало в полупустом зале, жмурились от удовольствия.
Некоторый интерес вызывает композиция фильма. В фильмах такого жанра принято, что кульминацией является масштабная батальная сцена. И, естественно, она происходит в финале. В "Центурионе" же кульминационная батальная сцена, как раз связанная с "исчезновением" девятого легиона, происходит в начале. В дальнейшем сюжет развивается следующим образом: горстка выживших бойцов пытается добраться до своих, а их преследует горстка пиктов со следопытом Курыленко во главе. Кульминация как таковая отсутствует. На самом деле, подобное "распределение зрелищных сцен" мы уже видели в "Гладиаторе" Ридли Скотта. Военный триумф (у Маршалла – поражение) в начале, а потом – частные мытарства героя (у Маршалла вместо героя-одиночки фигурирует команда, но это его стандарт). Вообще у меня нет сомнений, что Нил Маршалл вдохновлялся костюмными боевиками Скотта. Особенно это подчеркивает финальная сцена. Герой фильма возвращается в лес, к ведьме из рода пиктов. Она хватает его в объятия, на них падает косой солнечный свет, и экран начинает застилать лирическая белая хуйня вроде "парашютов" одуванчиков или тополиного пуха (трейдмарк Скотта).
Маршалловский "Центурион" не содержит элементов фантастики, и это настоящий сюрприз. Кстати, неприятный. Сверхъественный нюх Курыленко оказывается не сверхъественным, — на это с простодушной прямотой указывают персонажи-римляне; да и ведьма разоблачена. Маршалл, видимо, забыл, что его собственный "Спуск" обрел второе дыхание как раз тогда, когда в сюжет ворвались загадочные подземные твари…
Беспафосный би-пеплум, обработанный Фотошопом Ботеватм, c множеством сцен резни, невпопад, словно в угандийском боевике, сдобренных компьютерной кровью, повествует о судьбе человека, центуриона, попавшего в эти ваши "жернова истории". Вдобавок, еще одна — причем самая распространенная — версия физической и документальной "пропажи" пресловутого Девятого легиона.
Типичный таймкиллер — можно не смотреть, если нет нужды срочно написать на него нечто вроде рецензии для сайта ленивых кинокритиков.