Роль Ариадны Нолан предложил Эван Рейчал Вуд, но та отказалась. Нолан рассматривал кандидатуры Эмили Блант, Рэйчел МакАдамс, Эммы Робертс, но в итоге остановился на Эллен Пейдж.
"Начало" — второй оригинальный фильм Нолана после "Помни". Все остальные были либо экранизациями, либо римейками.
Нолан вернул Тома Беренджера в "большое кино". Это первый фильм Беренджера после "Тренировочного дня" (2001), который вышел в широкий кинопрокат.
Сценарий фильма Нолан писал почти 8 лет.
В фильме используется песня Эдит Пиаф "Non, je ne regrette rien". Это уже потом Нолан сообразил, что снимает в своем фильме Марион Котийяр, сыгравшую Эдит Пиаф в картине "Жизнь в розовом свете". Во избежании спекуляций на эту тему, он хотел заменить Пиаф на что-нибудь другое, но его отговорил Ханс Зиммер.
"Юсуф" — арабский вариант имени "Иосиф". Был такой ветхозаветный персонаж, умевший толковать сны.
В оркестровых аранжировках Ханса Зиммера мы можем услышать гитару. На ней играет экс-гитарист группы The Smiths Джонни Марр.
Съемки фильма велись в Японии, Великобритании, США, Марокко, Канаде, Франции. Версия для печати
Новый фильм Кристофера Нолана – большой, роскошный, вылизанный до блеска, и при этом холодный, неродной, словно какая-нибудь янтарная комната, в которой жить немыслимо, а можно лишь посещать с экскурсией. Даже самые, по идее, трогательные сцены, – это те, в которых фигурирует прекрасная Марион Котийяр, – трогают слабо.
Глянцевость и отстраненность присуща визуальному стилю Нолана. Под красивой суперобложкой скрывается филиподиковский сюжет. Лабиринты вложенных миров напоминают "свободное падение" обожравшего инопланетными галлюциногенами героя "Стигматов Палмера Элдрича" (те же самые герои, которые просто меняются местами). Уместно также вспомнить "Гибельный тупик", где тоже фигурировали "тотемы", а то и "Убик". Текучая, стремительно изменяющаяся "городская" реальность, ломка першпектив визуально отсылает нас к "Темному городу" австралийца Пройаса. Сам Нолан говорит, что вдохновлялся Эшером.
Фильмы в жанре "фантастика" всегда обладают сверх-притягательностью. "Начало" — картина зрелищная, технически сделанная виртуозно (нисколько не удивлюсь, когда фильм получит "Оскара" за спецэффекты), фабула – не новая, но привлекательнейшая. Нолан отталкивается от мысли, что идеи, которые посещают человеческую голову, не пропадают, не исчезают, не растворяются во время сна. Поэтому, обладая возможностью тайком проникать в чужие сны, эти идеи можно легко воровать. ДиКаприо играет супер-вора, промышленного шпиона Кобба, который сколачивает команду, чтобы провернуть одну серьезную операцию: внедрить в голову "жертве" чужеродную идею.
Ландшафт, на котором разворачивается операция, — смоделированный сон, куда помещается сознание жертвы и сознания каждого члена команды. У сна несколько пластов. Эти миры многогранны и сложны, в проектировании, волей или неволей, принимает участие каждый, хотя в первую очередь – Ариадна, она же Архитектор (персонаж Эллен Пейдж).
Сон – это реальность, говорит Нолан. От киберпанковской "Матрицы" он возвращается к более древнему, вечному и естественному: виртуальному пространства сна. Пафос его ленты заключается в том, что в скором времени человек может оказаться под абсолютным контролем. То есть, если, скажем, герой "Бразилии" убежал от палачей тоталитарного мира в мир своих иллюзий, то Нолан не дает ему никаких гарантий, что он будет спасён. За ним явятся и в сон, истопчут сапогами мир его безумия.
В последнее время я склоняюсь к мнению, что нынешний "большой голливудский стиль" зиждется всего на двух вещах: супер-актерах, которым как правило нечего играть, и супер-композиторах. Всё. Люди, в основном, ходят "на Джоли", "на ДиКаприо", а я хожу, в основном, на Гарри Греггсона-Уильямса, Ханса Зиммера, Ньютона-Ховарда. Саундтрек Зиммера – ах, этот восхитительный гром тромбонов! — половина успеха фильма. Я скачал вчера OST, теперь слушаю и наслаждаюсь. А вот фильм пересматривать – пока не тянет.