За время каникул у меня появился новый герой — это доктор Фу Манчу. Китайский гипнотизер, зловещий знаток ядов, доктор философии и просто доктор, знаток восточных пыток, желающий отправить к праотцам всю белую расу, — это он. Презрительный взгляд раскосых глаз, колоритные острые усы, растущие строго вниз, и ватага бирманских душителей рядом — все это Фу Манчу. Романы про "Желтую Угрозу", доктора Фу Манчу, вышли в 20е годы из-под пера Сакса Ромера и получили вполне заслуженную популярность, хотя их основным лейтмотивом был испуг перед китайцами. Так или иначе, а в двадцати страницах романа Ромера содержится больше приключений, чем в иных фильмах. Полное бесстыдство: роскошная арабская рабыня, споры грибов, разлагающие тело заживо, крадущиеся во тьме ниндзя, загадочные насекомые, зловещий зеленый туман, отравленные письма, подземные ходы и пр. и пр. и пр. И все это написано примерно таким языком: "Таковая была злая энергия Фу Манчу!". Я фанат.
К сожалению, первые попавшиеся экранизации с Кристофером Ли совершенно не порадовали меня. Несмотря на то, что Кристофер Ли отлично выглядит, сами фильмы с ним способны нагнать тоску даже на самого сдержанного человека. Медленные, печальные и сделанные без огонька, эти работы совершенно не передают дух романов Сакса Ромера и коварство Фу Манчу! Я предаю их анафеме, зато Борис Карлофф показал нам, как кто есть кто в этом вневременном соревновании злодеев.
Начну с простого: "Маска Фу Манчу" — это прекрасное приключенческое кино с массой комических элементов. Начнем с того, что его главные герои — это амбициозные старики-исследователи, которые должны раздобыть маску и меч Чингисхана из его гробницы. Об их поисках узнает Фу Манчу, для которого меч и маска — символы власти, и в итоге он продумывает и исполняет различные зловещие планы, шантаж, похищения и пытки, чтобы добиться своего, а в свободное время играет с катушками Тесла. Давно я уже не встречала такого прекрасного героя. Видели бы вы его лицо при пытке англичанина колоколом! У Фу Манчу также есть дочь, которая любит одурманивать пленников и развлекаться с ними в свое удовольствие.
Фу Манчу Карлоффа — это импозантный веселый мужчина, который получает от своих поступков подлинное удовольствие. Его окружают молчаливые послушники-негры(sic!), он любит сидеть на троне императора, проводить различные опыты и дурачить своих преследователей. К тому же у него есть множество комнат с пыточными устройствами, каждое из которых достойно определенного внимания. Английский державный шовинизм против восточного презрения к белым собакам, помноженные на приключения и различные устройства, — вот что такое "Маска Фу Манчу". Бойня, устроенная с помощью электрической пушки, — это пропустить нельзя. Единственный минус фильма — наличие хрестоматийной пары влюбленных, которые порой двигают сюжет, но избавиться от такого штампа в тридцатые было, конечно, решительно невозможно.
Нельзя не сказать пару слов о концовке. В конце англичане решают выбросить маску и меч Чингисхана в море, чтобы никто не попытался ими снова воспользоваться. И тут откуда ни возьмись появляется официант-китаец. "Ты случайно не доктор философии?" — пугливо спрашивает сыщик. "Не, не, масса, я просто китаец, обычный такой", — показывает щербину между зубами глуповатый слуга. Англичанин расправляет плечи и пожимает ему руку. Радостная музыка, титры. Ну да, конечно, как же здорово, что ты не доктор философии, желтая свинья. Прекрасно.