"Хто така Солт?" – задается вопросом украинский постер. Русский постер вопрошает лаконичнее: "Кто она?"
Хто, хто… Известно, хто – Анджелина Джоли, наша любимая актриса. В очередной роли особо опасной Лары Крофт.
В общем-то, самое лучшее в этом шпионском боевике, поставленном довольно посредственным австралийским режиссером Филипом Нойсом (вспомним, к примеру, его ужасную "Щепку" с Шарон Стоун) — это как раз Анджелина Джоли и есть. Она, да еще музыка Джеймса Ньютона-Ховарда.
На примере "Солта" убедительно показано, насколько скучным может быть action non-stop, то есть, то, чем мы восторгались двадцать лет назад при просмотре "Воина дорог", не видя киноманско-видеосалонного счастья ни в чем ином.
Все сто минут "Солта" – сплошная стрельба, беготня и езда на автомобилях (как снутри, так и снаружи оных). Расстрел бетонных стен из автоматов (те, кто имеет отношение к строительству, подивятся отсутствию в бетонных стенах президентского бункера арматуры). Прыжки "ласточкой" с дверью в руках из летящего вертолета. Кроме того, русские шпионы настолько суровы, что устраивают очную встречу со своими агентами прямо внутри здания ЦРУ, а потом с боями прорываются на волю.
Но однообразие, как известно, быстро заебывает. А "Солт" — очень уж однообразен.
Одним из монтажеров, монтаж же в фильме – зубодробительный, выступил опытный Стюард Бэйрд, который также пробовал свои силы и в качестве режиссера-постановщика. Он снял сиквел "Беглеца" с Харрисоном Фордом – "Служители закона" (U.S. Marshals) Надо заметить, над своим фильмом он так не изгалялся, как изгалялся над "Солтом", — это было довольно тормозное кино.
Главным движущим мотивом в фильме является, конечно же, любовь, но выглядит это как-то неубедительно. Особенно неубедителен Аугуст Диль, ибо слишком свеж в нашей памяти образ адского майора, созданный им в "Бесславных ублюдках". Вместо того, чтобы завербовать его, Солт в него влюбляется, и это переиначивает всё, ради чего она жила. Классическая тема!
В 1997 году Филипп Нойс снял экранизацию комикса про супер-чувака со стрёмным детством и преследующими его флешбеками, который боролся с русскими супер-шпионами и спасал президента России. После этой экранизации ему неоднократно приходилось отвечать на такие, например, дебильные вопросы: "Не кажется ли вам, что для фильма, снятого по комиксу, ваша картина выглядит чрезвычайно реальной?" Ага, охуенно реальной. Особенно про то, как всю российскую нефть какие-то пидарасы слили в один резервуар под кремлём.
В 2010 году Филипп Нойс снял фильм по сценарию Курта Виммера про супер-чувиху со стрёмным детством и преследующими её флешбеками, которая борется с русскими супер-шпионами и спасает президента России. Учитывая, что в первом варианте сценария вместо супер-чувихи был супер-чувак, становятся ясны три вещи.
Первая. Филипп Нойс любит комиксоидные боевики (даже странно, что он умудряется при этом обходиться почти без CGI), всякую шпионщину, перевоплощения и прочую Джеймс-бондовскую чухню. В этом, в принципе, нет ничего плохого, если не снимать свои картины "в след" отличным образцам жанра, по сравнению с которыми они начинают выглядеть блекло.
Вторая. Филипп Нойс тащится от слова "Россия". В его голове, как и в онтологическом пространстве рядового американца, Россия – это такой Мордор, неведомая империя зла, в которой выживают только сильные мужчины и красивые женщины, остальных там топят в унитазе. А "русский президент" — это отдельный архетип, эдакий добрый царь, который из последних сил борется против злого естества своей державы, но проиграет ему (естеству) без посторонней помощи.
И третья. Нойс – первоклассный режиссёр. Это не столь тривиально, поэтому я поясню. Больше всего при просмотре "Солта" поражает то, что умом ты отчётливо понимаешь: тебе впаривают лажу. Но, как говорила жена нашего нынешнего президента, "оно тянется и тянется рука", то есть остановиться, оторваться от экрана совершенно невозможно. Только первоклассный режиссёр сумеет из насквозь вторичного и кривого во все стороны сценария снять фильм, где зрителю похуй, ЧТО ему рассказывают, потому что ему нравится, КАК.
Для Виммера – это, я бы сказал, былинный отказ. Чувак умудрился написать настолько беспомощный сценарий, что практически для каждой сцены и каждого сюжетного хода среднестатистический зритель сумеет назвать первоисточник. Я даже удивлён, что, оказывается, изначально на роль Солта рассматривали Тома Круза: ведь Круз уже снимался в римейке пилотной серии "Шпионки" — третьей "Миссии". С той, правда, разницей, что сценаристы "Миссии" сумели слепить связную историю под полный метр, а "Солт" выглядит с сюжетной точки зрения чрезвычайно кашеобразно. С самого начала ты не сомневаешься, что она именно и есть русский шпион (напомню, что фильму "Нет выхода" в этом году двадцать три года, и сам "Нет выхода" тоже является римейком), затем легко соображаешь, что единственной мотивацией Солт является спасение любимого. Чувствуя, что он вязнет, Виммер делает ход конём, после которого весь остаток фильма повисает в воздухе. Завершить картину не представляется возможным, она становится пилотом нового телесериала, возвращаясь туда, откуда начали: к "Шпионке".
При всём при этом, от просмотра получаешь массу удовольствия: отличные погони, шикарная авария (когда Солт бежит от полиции), в целом в кадре постоянно поддерживается драйв. Отсутствие видимого глазом CGI-а тоже на пользу картине. Получилось такое бодрое поппури из шпионских фильмов последних двадцати трёх лет с открытым финалом, не слишком длинное, и потому не утомляющее.
Пойду ли я на продолжение? Зависит от режиссёра. Если в этом кресле снова будет Нойс – посмотрю, пожалуй.
Я не хотела смотреть этот фильм, потому что в трейлере, когда показывали сцену допроса перебежчика, Анжелина строила рожи, более приличествующие девке из борделя, чем агенту ЦРУ. Мне пришлось тут же усомниться в ее профпригодности и поставить фильму заочно двойку. Однако интерес пересилил, ведь хотелось удостовериться в своей прозорливости.
Эвелин Солт — разведчица из ЦРУ, она замужем за немцем-арахнологом и собирается вместе с ним праздновать годовщину свадьбы. Сидит себе за компьютером, учится красиво складывать салфетки для праздничного ужина. Тут откуда ни возьмись появляется собственным почином перебежчик, и во всеуслышанье заявляет, что Солт на самом деле не солт, а русский агент, чье задание — убить президента России, вскоре прибудущего на церемонию прощания с почившим вице-... кем-то. Убить, видимо, с целью раздутия скандала с ядерными последствиями. Также перебежчик на допросе обращает внимание на то, что Солт замужем. Именно это дает ей основание начать волноваться о своём арахнологе. Солт мечется по комнате, набитой озадаченными и взволнованными коллегами, но, как и следовало ожидать, арахнолога и след простыл. С этого момента Солт начинает бежать, прыгать, драться, прятаться, стрелять, устраивать масштабные аварии, и все это — с крайне натуралистическим травматизмом. Её преследуют бывшие коллеги под руководством ЦРУшника и ФБРщика: один белый (он друг Солт, сочувствующий, "не стрелять"), другой черный (имел в виду эту вашу презумпцию невиновности, если бежит — значит, виновата). Зритель, конечно же, на стороне невинно подставленной женщины и ее похищенного мужа.
Далее зрителю предстоит столько раз усомниться в истинности намерений всех действующих лиц, что выйдя из кинотеатра он уже и сам плохо будет представлять, кто он и в чьих интересах действует. Некоторые не выдерживают скорости и плотности событий, быстро теряют нить, скучают и засыпают. Так что идти на "Солт" в кино нужно в истерическом состоянии — тогда вам с легкостью удастся следить за перипетиями.
Американское кино умудряется сделать конфетку из всего. Даже не конфетку, а целый торт. Фактически, мы смотрели довольно сумбурный боевик, куда навалено и разведчиков, и президентов, и китайцев, и даже одна тоталитарная секта. Однако преподнесено так красиво, что даже распоследний звук бьющихся друг о друга машин на удивление смачный, что уж говорить о более навороченных выдумках. И на вершине всего этого сооружения — вишенка Джоли с блестящими глазами.
Я думаю, она неспроста взялась за эту роль, и каким-то образом заставила превратиться задуманный мужской персонаж в женский. Дело в том, что Солт — персонаж в наивысшей степени витальный, и эта ее способность почти полностью глушит попытки зрителя идентифицировать Солт как плохую или хорошую. Она действует парадоксально: не щадит себя ради спасения своей же жизни. А уж на что она эту жизнь использует — это ее личное тайное дело. Это завораживает. Возможно, мамаша Джоли преподала таким образом своему детскому саду урок — успех возможен только в том случае, если ты занят делом, а не болтовней и саможалением.
И, конечно, поздравляю с триумфальным возвращением в массовое сознание звезды старого кино, любимца женщин и детей, Даниэля Ольбрыхского! Надо же, жив, курилка!