Средняя оценка:
1978. США. 121 минута.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Алан Паркер. Сценарий: Уильям Хофнер, Оливер Стоун (по книге Билла Хэйса), Оператор: Майкл Серезин, Композитор: Джорджо Мородер.
В главных ролях: Брэд Дэвис. В ролях: Джон Херт, Рэнди Куэйд, Бо Хопкинс.
Награды: 2 "Оскара" — лучший адаптированный сценарий, лучшая музыка. 6 "Золотых глобусов" — лучший фильм в жанре "драма", лучший сценарий, музыка, актер второго плана (Дж. Хёрт), лучший дебют актера (Б. Дэвис), лучший дебют актрисы (Ирен Мирэкл). BAFTA — лучший режиссер, актер второго плана (Дж.Херт), монтаж. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший актер (Б. Дэвис). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучшая музыка. Political Film Society, USA — Специальная премия. Writers Guild of America, USA — лучшая адаптация..
Интересные факты о фильме:
На главную роль претендовали Джон Траволта и Ричард Гир.
Фильм снимали на Мальте.
Джорджио Мородер стал первым лауреатом "Оскар" за музыку, написанную за синтезатором.
В сценарии Стоуна герой фильма карабкается на скалы, но эти сцены снимать не стали, в виду маленького бюджета (2 500 млн. долларов).
Фильм собрал кассу в размере 35 млн. долларов.
Алан Паркер признался, что этот фильм был самым изнурительным в его карьере: его сняли за 53 дня, причем на предварительную работу с актерами ему отвели всего 6 дней.
Я отлично помню, насколько потряс меня этот фильм в юности. Даже не сам фильм, а его финал. А-а-а, катарсис!
Штука в том, что Алан Паркер снял эстетский фильм про ад. То же самое провернул Элем Климов в "Иди и смотри" (его фильм гораздо более сложен – не сюжетно, конечно, а постановочно). Но вот что странно: только эти два режиссера догадались последовать традиции Данте, описавшему ад так, что до сих пор это описание является классическим, его цитируют, перед ним преклоняются.
Читатели, а тем более филологи, любят ад!
Паркер мог сделать фильм про турецкую тюрьму, куда попадает американский парень, традиционно мрачным. Хуле – никто ему не мешал. Он мог насытить видеоряд темными кадрами с капающей водой (или кровью, допустим). Но Паркер постоянно показывает солнечный свет. Солнечного света в его фильме очень много, он струится отовсюду (иногда его заменяют световые приборы), но этот свет – пыльный. По-азиатскому пыльный. И он ограничен (точнее, ограничено пространство). Изощренность в постановке света как бы доказывает искусственность среды, в которой оказался герой фильма. Главная де проблема заключается в том, что он не может из этой среды выбраться.
Конечно, сценарий Оливера Стоуна неплох (он получил за него "Оскара"), но без Паркера это был бы совсем другой фильм. Именно Паркер какими-то своими хитрыми приемами создает атмосферу неумолимо нарастающего пиздеца. И именно его заслуга заключается в том, что он дает пиздецу потрясающую разрядку.
Уж насколько я не люблю все эти "тюремные драмы", но "Полуночный экспресс" — безусловный шедевр.