Режиссер:
Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин. Сценарий: Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин, Оператор: Юге Пулэн, Монтаж: Анна-Лаура Геган, Композитор: Ле Вампа, Продюсеры: Гийом Маландрен, Венсан Тавье.
В главных ролях: Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин. В ролях: Джейсон Флеминг, Изабель Делепин, Пьер Генассия, Фред Мартин, Пьер Карль, Робер Деу, Бенуа Пульвоорде, Бенедикт Ван дер Ворст, Вальтер Бранденбург, Аки Каурисмяки и пр..
Награды:
2005 — лучший бельгийский актер (Бенуа Пульвоорде) — приз Жозефа Плато 2004 — приз ФИПРЕССИ — Лондонский кинофестиваль, лучший актер (Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин) — Пушонский МКФ фантастических фильмов, приз зрительских симпатий — Трансильванский МКФ.
Интересные факты о фильме:
Гюстав де Керверн и Бенуа Делепин выступили режиссерами фильма, авторами сценария и актерами на главных ролях. Кроме того, жена Бенуа Делепина сыграла в фильме жену его героя.
Аки Каурисмяки сыграл в этом фильме одну из не главных, но и не эпизодических ролей.
Самая безопасная ситуация при потенциальном столкновении двух объектов — когда либо один из них не столб, либо другой не трамвай. В этом случае первый может отойти или второй, соответственно, объехать. При разумном подходе к делу столкновение практически невозможно. Если же они не столб и не трамвай одновременно, то столкновение более вероятно, поскольку не столб может отойти в ту же сторону, куда объезжает не трамвай. Хуже же всего, когда один из участников инцидента столб, а другой трамвай. Тогда столкновение неизбежно, гарантирую!
В фильме "Аалтра" нет ни трамваев, ни столбов, зато имеется большое количество средств передвижения (ведь эт ж роуд-мууви), особенно мотоциклов, инвалидных колясок и сельхозтехники. Путешествуют два долбоеба, которые подрались, как Панч и Джуди, под сельхозтехникой производства фирмы "Аалтра" и в результате этого ставшие не просто долбоебами, а долбоебами-инвалидами. И вот они едут из Бельгии в Финляндию на инвалидных колясках в надежде стребовать с фирмы компенсацию за инвалидность.
По пути они ведут себя как подонки, используя толерантность здоровых людей по отношению к инвалидам. Люди, которые из вежливости предлагают им помочь (откликаются на просьбу о помощи), потом не могут от них избавиться, но прямо сказать об этом неловко, и они испытывают что-то вроде угрызений совести — получается, из-за одного того факта, что они здоровые. А вот нефиг помогать из вежливости, подтверждает этот фильм очевидный и так тезис. У инвалидов же никаких угрызений, они воруют ликер из холодильника у единственного, кажется, хорошего человека в фильме, угоняют велосипед и коляску на моторчике, вымогают у людей деньги и т.п. В итоге они добираются до Финляндии, но в фирме "Аалтра" оказываются такие же подонки, главного из которых играет, кстати говоря, Аки Каурисмяки, крепкий, между прочим, мужчинка. Ну и там, в общем, ничего не происходит.
Фильм очень хорошо иллюстрирует точку зрения, согласно которой [современное] человечество разобщено, а разобщенность скрыта под маской вежливости. Вежливость — это как бы стена между людьми, помогающая, вообще говоря, каждому сохранить индивидуальность. То есть она полезна, но только тому, кто проявляет вежливость, а отнюдь не тому, по отношению к которому вежливость проявляют. Не следует путать вежливость и реальную помощь, вот о чем тут надо сказать, это самое важное. И основной конфликт фильма (несколько маленьких конфликтов) заключается в том, что инвалиды проламывают эту стену и оказываются, хотя бы формально, внутри личного пространства вежливых людей. Я, кстати, тоже любую помощь по умолчанию принимаю за искреннюю, и веду себя как те инвалиды. Теперь мне предлагают что-нибудь реже, чем раньше, но зато искренне (во всяком случае, я так считаю по умолчанию).
Реальную помощь героям фильма оказывают только те люди, о которых нельзя сказать, что они вежливые.
С точки зрения кинематографии фильм снят очень стильно. Он черно-белый, кадры очень красивые, каждый отдельный план может длиться чуть дольше, чем необходимо, но именно потому баланс действия и бездействия выдержан почти идеально (я как зритель успеваю оценить не только действия героев, но и декорации вокруг них). Есть не оправданные сюжетом, но очень клевые вставки. Например, сюрреалистическая сцена в баре, в которой два фермера пьют пиво и разговаривают о сельхозтехнике, а из-под прилавка высовываются руки и тоже пьют пиво. Или исполнение песни ‘Sunny’ в другом баре. Или короткий кадр на пароме в Финляндию. Эти вставки потом вырастут в фильм "Авида".
Фильм приятнее смотреть, чем вспоминать о нем. Когда я смотрел этот фильм, он мне очень нравился, я думал, что это нечто, приближенное к шедевру — а теперь мне просто кажется, что это отличный фильм.