Фильмы начала 60-х, особенно дебютные фильмы — например, "На последнем дыхании" Годара, или взять хотя бы вот этот бертолуччиевский, "Перед революцией", – обладают приятной свежестью. Это не просто кино о молодых чувачках и чувихах, это само по себе молодое кино, в котором много энтузиазма и движения. Французская "новая волна" захлестнула не только Францию, но и Италию, и даже СССР (в моем представлении фильм Марлена Хуциева "Мне 20 лет" вполне вписывается в понятие "новой волны"). Фильмы начала 60-х невозможно спутать с фильмами другой поры. В фильмах, снятых до 60-х годов, молодежи либо не находилось места, либо молодые герои выступали статистами в жестко выстроенном кинодействе, всецело отданном во власть сюжета. В фильмах, снимаемых позднее (и до сих пор), молодежь как правило запихивают в андеграундные норы, беспокойно изымают их из жизни – складывается впечатление, что миру хочется избавиться от молодежи, хочется экспатриировать их скопом в параллельное пространство. Это камерные фильмы. В фильмах же начала 60-х молодежь находится в гуще событий, всегда в толпе народу, остро реагируя на происходящее, а не замыкаясь в своих "параллельных" мирках. Их со страшной силой несет по этой жизни, и иногда разбивает в лепешку, что, впрочем, не столь уж важно.
"Перед революцией" Бертолуччи снял в 22 года (на экраны он вышел позднее). Его молодой герой, Фабрицио, – выходец из среднего класса. Он влюбляется в свою тетку, которая приезжает в Парму из Милана погостить. Ей 30 с небольшим, это привлекательная невысокая женщина, пребывающая в некоторой растерянности от лицезрения себя в реальном мире. Фабрицио тянет к тем, кто его старше. Тетка Джина для него интереснее ровесниц, даже при том, что некоторые ее поступки для него совершенно непонятны и оскорбительны. Джина является для Фабрицио проводником в "чувственную" часть взрослого мира. Интеллектуальным же проводником для Фабрицио является средних лет коммунист, живущий скромно, точнее бедно. Фабрицио, который провел свои предыдущие годы в благопристойно-снотворной среде буржуазной семьи, привлекает новизна ощущений. Но в конце концов ему придется сделать выбор и вернуться на свою стезю: финальная сцена, где тетя Джина со слезами на глазах расцеловывает Фабрицио на торжественном бракосочетании и поздравляет с удачной женитьбой на милой девушке – очень трогательна.
В каком-то плане "Перед революцией" можно назвать предтечей "Конформиста", но по стилю эти картины совершенно не схожи, ведь в "Конформисте" описывается то, что случилось уже "после революции", и от панорамы сей разит затхлостью и декадентством.