Режиссер:
Джонни О'Райлли. Сценарий: Алексей Колмогоров, Оператор: Александр Симонов, Композитор: Валентин Васенков, Художник: Никита Чернов, Продюсеры: Сергей Сельянов, Антон Златопольский, Влад Ряшин, Виталий Бордачев, Юлия Матиаш.
В главных ролях: Петр Логачев, Марина Александрова, Алексей Гуськов. В ролях: Сергей Гармаш, Антон Шагин, Сергей Юшкевич, Владимир Гусев, Егор Пазенко, Кирилл Бурдихин, Андрей Пешеходько, Денис Гусев.
Вот так штука, в этом году вышло уже как минимум два российских фильма, действие в которых происходит на метеостанции в Ебенях, станцию по сюжету должны законсервировать, и одним из героев является молодой салага, у которого сложные взаимоотношения со старшими товарищами. Первый фильм называется "Как я провел этим летом" и был благосклонно принят критикой. Второй называется "Прячься!"
Сначала об общем для обоих фильмов. Из их сопоставления следует, что на российских метеостанциях, к сожалению, процветает дедовщина похуже армейской. Молодые российские режиссеры не могут уже игнорировать этот факт! Бывалые метеорологи в грожь не ставят юных, не верят в стойкость не носящих бороды, вообще их за людей не считают, и если относятся к ним по-доброму, то только потому, что сами такие хорошие, что воспитание не позволяет им давить насекомых. От этого молодым приходится прятаться от бывалых, в обоих фильмах мотив прятания является одним из важнейших. В "Как я провел этим летом" молодой персонаж полфильма изображает из себя Голлума, а здесь молодой персонаж прячется все время, это его основное умение.
Наверно, это такой новый тренд, госзаказ — молодым идти на тяжелые работы, куда-нибудь на маяк или метеостанцию, Родине помогать. Не исключаю, кстати, судя по огромному внешнему сходству двух фильмов, что авторы двух сценариев Попогребский и Колмогоров (наверно, братья) посещали один и тот же какой-нибудь сценарный семинар, и там какая-нибудь старая мудрая сценаристка, какая-нибудь Кудря, я не знаю, черепаха Тортила, подкинула участникам эту идею, а Попгребский с Колмогоровым поспорили, кто лучше снимет фильм. В общем, какое-то такое совпадение не может быть случайным, конечно. Я еще думаю, почему это вдруг Никита Михалков не снял фильма про метеостанцию. Какой-то недосмотр.
Нисколько не хвалясь, но и не страдая ложной скромностью, скажу, что этот тренд я предугадал задолго до нынешнего года: на маяк я и сам думал поехать лет десять назад, но как-то не получилось!
Теперь о различиях. Рассматриваемый фильм организован так: основная временная линия — это старый следователь со своим молодым помощником сидят на заброшенной метеостанции и пытаются понять, куда делось ее (метеостанции) население, а побочная линия — это флешбеки, показывающие, что там на самом деле было. Флешбеки постепенно догоняют основную линию, и в финале две линии сталкиваются.
Ни о каком психологизме тут, конечно, речи не идет, поэтому для развития сюжета в фильме постоянно появляются новые герои. То есть: можно двигать сюжет психологическим развитием персонажей, а можно внешними средствами: появлением новых героев и раскрытием новых неожиданных связей между ними. В этом фильме используется второй путь. Все новые персонажи бросаются в топку сюжета, сценарист, поиграв, убивает их, и постоянно рождает новых, этаких вечных деусов экс махина. Фильм можно смело уподобить паровозу, а героев — дровам.
Понятно, что в такой ситуации от актеров не требуется никакой виртуозной игры. Они ее и не демонстрируют. Даже прославленный Сергей Гармаш, чей голос гремит, как у Высоцкого в лучшие годы, ничем, кроме голоса, не удивляет. Перестроечными фильмами девяностых годов веет нам от речей заслуженных артистов. Тем более, что один из героев (не метеоролог) — олигарх, ну, по крайней мере, мощнейший банкир.
Только Петр Логачев молодец, он отлично сыграл человека, который все время прячется.
Поначалу фильм даже интересный, пока не понятно еще, что актеры подобны дровам (во всех смыслах). В основной линии (про следователей) смотришь как бы производственный роман, с переигрывающим актером Шагиным (а второй очень похож на Шакурова в криминальных советских фильмах), в побочной — смотришь на неторопливый быт метеорологов. Очень интересно.
До тех пор, пока в топку не подбрасывают дровишек и на метеостанцию не приезжает банкир со своей младой женой. Актриса Александрова, кажется, играть не умеет, или ее заставляют играть недостоверно, в общем, непонятно, почему она вдруг начинает трахаться с актером Логачевым (который все время прячется, напомню). Потом это вроде как становится понятно, но осадок остается.
Ну, и там уже понимаешь, чего ждать от фильма, вернее, чего от него не ждать, и смотришь, как появляются новые герои (это типа твисты), а старые умирают, а потом новые тоже умирают, а потом новые твисты. Фильм коротенький, это хорошо, надоесть не усепвает, самый главный твист происходит по истечению ровно часа экранного времени, потом там еще какие-то маленькие твисты, и финальный, тоже довольно главный — в самом конце. В итоге по-шекспировски выживает только один.
Вообще же для русского фильма снято удивительно хорошо. Как-то даже не тошнит. Если б это был иностранный фильм, может, было бы даже еще лучше. Подозреваю, что ситуация тут как с попсой — русскую слушать сложнее, чем иностранную, потому что понимаешь все оттенки смысла. Тут тоже понимаешь все оттенки интонации и видишь происходящую пошлость. В рассматриваемом фильме она не очень коробит, наверно, потому, что снимал его ирландец, живущий в Англии, любящий русский езык и русскую культуру! Ну, или была вовремя сделана инъекция в виде актрисы Александровой, трахающейся с актером Логачевым.