Коллектив Pied la Biche, сам по себе уже довольно интересный (вот его сайт, там же можно посмотреть и рассматриваемый фильм; а можно и внутри этой рецензии), снял нереально крутое кино. Это ремэйк серии пенальти и того, что ей предшествовало (футболисты пьют водичку, им делают массаж и пр.) в матче Германия — Франция — полуфинале чемпионата мира по футболу 1982-го года.
Фильм устроен так: в левой части экрана показана "настоящая" трансляция, в правой — ремэйк.
Все это круто по нескольким причинам. Во-первых, ремэйк снят покадрово, frame-by-frame, то есть любому кадру из футбольной трансляции 82-го года соответствует кадр с той же самой динамической композицией. Тут сразу становится видно, какой нетривиальный монтаж пришлось сделать Pied la Biche. И, кроме того, тоже сразу и тоже виден высочайший профессионализм операторов монтажа, работающих на прямых футбольных трансляциях. Когда смотришь футбол, об этом как-то не задумываешься.
Еще одна очень крутая вещь (тоже относится к "во-первых", поскольку достигается сложным монтажом) — отсутствие постоянных героев. Например, футболист, бьющий пенальти, устанавливает мяч на одиннадцатиметровой отметке, потом камера показывает нам вратаря, потом показывает, как футболист разбегается — но оказывается, что это уже другой футболист. Такоже с судьями, тренерами и прочими участниками процесса. Такоже с географическими объектами — они тоже меняются от времени ко времени.
Во-вторых, ремэйк снят в условиях urban environment, каменных джунглях, отнюдь не похожих на гладенькое зеленененькое футбольное поле. Urban environment — это же всегда хорошо. Разбегаясь, футболисты преодолевают ступеньки, заборчики, ворота могут состоять из двух деревьев, за которыми качается на качелях какой-то левый ребенок — ну и так далее. Вкупе с "во-первых" это показывает величайшую условность любого массового зрелища — как кино, так и футбола.
В-третьих, есть какие-то очень прикольные мелочи — например, когда на левой половине экрана показан отдыхающий на поле футболист, на правой — соответствующий ему актер лежит на ш-злонге. Или, например, футболист разбегается и по всей логике должен врезаться в стену — но тут, к счастью, на левой половине экрана происходит смена кадра, и актер из группы Pied la Biche чудесным образом спасается.
В-четвертых, фильм прикольно соответствует тому обезьяничаннью, которое характерно уличному футболу. Ну, типа, мы ведем пять-ноль — значит, Аргентина–Ямайка, я обыграл человека на правом фланге дальней правой ногой и рванул в центр — значит, я Криштиану Роналду; ну и так далее. С этой точки зрения фильм очень правильный.
В-пятых, видно, с каким драйвом он снимался.
Ну и так далее.
В целом, если резюмировать — мы видим здесь реализацию платоновской идеи прямой трансляции данного матча (не самого матча, а трансляции); эта идея манифестирует себя в условиях города Виллербанн в июле 2009-го года с великолепным презрением к таким мелочам, как стены, заборы, лестницы — и вообще [почти] всему материальному.