В главных ролях: Каори Фудзии, Шинья Цукамото, Кодзи Цукамото. В ролях: Томорово Тагучи, Нобу Канаока, Наомаса Мусака и др.
Награды:
1996: международный кинофестиваль фантастических фильмов в Брюсселе — награда "spesial mention". Kinema Junpo Awards — лучший новый актер(Кодзи Цукамото) .
Сараримен Цуда бродит по городу и предлагает его жителям различные ненужные вещи, после этого возвращается домой к подружке Хизуру, смотрит телевизор и уходит спать. У них все неплохо, хотя секс им заменяет ТВ; жизнь идет своим чередом. Ну а спустя десять минут вступления Цукамото-режиссер вооружается бритвой в виде школьного друга Цуды, ставшего за прошедшие годы полупрофессиональным боксером, — и кромсает нарисованную туманную картинку безэмоционального существования в клочья. Ни черта все не хорошо, оказывается. "Bad, bad, bad, bad!", — как сказала бы Мэллори Нокс. В одно мгновение иллюзорное спокойствие сломалось, развалилось и превратилось в мучительную садомазохистскую связь между тремя главными героями. Безобидный сараримен от ревности и ярости становится жалким, мелочным, истеричным. Хизуру, увидев, как несдержанно и низко ведет себя ее приятель, уходит к отвращающему и одновременно чем-то привлекательному для нее Такудзи, открывает спрятанную под домашней сущностью дикую и свободную женщину, начинает уродовать себя пирсингом и татуировками, познавая уровни самоуничтожения. Цуда же мечется в тренировочном зале, желая измочалить школьного друга, отвоевать женщину и заглушить в себе память о прошедших годах, которые принес с собой Такудзи. Ничто жизни заменяется полнотой страдания, глубиной и мощью самоуничтожительных импульсов. Все это, естественно, в мутно-абстрактном стиле с ядерными боевыми вставками и намеками на трансформацию из человека в нечто иное. "Бойцовский клуб"? Фактически.
"Токийский кулак" можно рассматривать как репетицию "Балета пуль", но ровно в таком разрезе, как "Приключения мальчика с железным столбом" являются предшественником "Тэцуо". Т.е. фильмы имеют сходные черты, но при этом все-таки разные и по тональности, по основному акценту. "...кулак" — о самоопределении, попытке обнаружить свою личность в унифицирующем и приглушающем какую бы то ни было особенность городе. В Токио существует лишь один способ не превратиться в планктон — это причинять себе и другим боль, отрешиться от того, что составляет видимую сторону жизни и является всего лишь геометрически правильным коридором в одиночество. Взамен плоскости необходимы острые углы, курс экстремальных ощущений, воткнутая в ногу прилежной домохозяйки игла. В "Тэцуо" главной является трансформация плоти в механизм, в "Токийском кулаке" — трансформация плоти в качественно иную путем полного пренебрежения к ней, выход на новый уровень отчаяния и самоотрицания.
На мой взгляд, вшитая в "Токийский кулак" история о трагическом случае, произошедшем в детстве Цуды и Такудзи, не заслуживает внимания. У Цукамото получилась на удивление цельная драма семейных и дружеских взаимоотношений, а злая ирония заключается в том, что бледная и красивая Хизуру оказывается посреди песочных часов, даже в качестве яблока раздора служа проводником, а не целью. Темная сторона ее характера дарит неведомую доселе самостоятельность в принятии решений, но так и не позволяет наладить связи. "Токийский кулак" превосходно демонстрирует подвешенные в воздухе, незаконченные, обнаженные, пропитанные влечением, яростью, трусостью и вызовом отношения троицы. Строго говоря, борец в "Токийском кулаке" один — это Хизуру, но Цуде придется пройти по ступеням безумных сюрреалистических тренировок, чтобы победить трусоватого сараримена, полностью завладевшего его телом. Непонимание, бесконечная трудность в способности осознать, что думает и чего хочет важный человек, усугубляется отрешенностью, одиночеством индивида посреди нескончаемых индустриальных пейзажей. Для анализа "Токийский кулак" представляет большую ценность, но почему-то мне не хочется анализировать. Это одна из тех работ, которые либо тебе близки, либо нет. Изменения Цуды превращают его в монстра, боевую машину для крушения костей, но вот помогает ли это перейти на новый уровень, остается вопросом. Сараримен с синяком взирает на тебя с экрана, заставляя вспоминать "Бойцовский клуб", а японская Марла стоит посреди спешащей куда-то толпы.