Индийский фильм ужасов. Если вы уже прочли разделочные рецензии на этой неделе, то должны понимать, что индийский фильм ужасов – это также комедия положений и мюзикл. Ей богу, не вру. Когда посреди жуткого момента, от которого кровь стынет в жилах, и вот-вот полезут девочки со спутанными волосами, персонажи начали петь и танцевать – я поначалу не поверил своим глазам. Пришлось поверить. This is India, chuvak.
Фильм, впрочем, достаточно качественный: явно экспортный, с хорошим бюджетом, съёмочным периодом, и хорошими затратами на всякие около-киношные вещи. Первая где-то треть фильма смотрелась почти как американский или европейский фильм ужасов про хонтед хаус.
Большая семья въезжает в новую квартиру за номером "13Б". Большая семья, чтоб вы понимали – это не папа, мама и трое детей. Здесь мы имеем дело с индийской большой семьёй: то есть бабушка, два брата (её сыновья), их сестра, их жёны и двое детей одного из братьев, всего восемь человек – три поколения. Квартира типа крутая: новый шикарный дом, куча комнат, несколько раз мне казалось, что в квартире два этажа – но это, наверное, показалось. Братья скинулись, чтоб купить эту квартиру, и взяли кредит на двадцать лет. Ну, это кагбэ такой индийский средний класс.
Кстати, тут нас подстерегают некоторые культурные особенности Индии, которые делают эту картину интересной ещё и с точки зрения страноведения. Например, женщины, которые в семье четыре, не работают и даже не собираются. Ну ладно, младшая, положим, учится, а старшая уже пенсионерка. Но вот жёны братьев – вполне себе дееспособные члены общества, и даже не думают о том, чтобы пойти как-то помочь своим мужьям, закабалившим себя совместным кредитом, чтобы обеспечить всю эту ораву жильём. При том, что делать им всем дома, в общем-то, нехуй: с утра и до позднего вечера они смотрят телесериалы, переключая с одного канала на другой. Это был главный поразивший меня в культурном плане аспект, хотя всяких мелочей, показывающих незначительные бытовые отличия жизни индийского среднего класса от, например, отечественного, там не счесть – не очень крупных, в пересказе они не покажутся даже странностями, но тем не менее создающих фильму своеобразную ауру.
Всё началось с того, что в новой квартире оказывается невозможно повесить иконы в молельной комнате: стену в этой комнате не берёт ни молоток, ни перфоратор. Потом в 13.00 телевизор вдруг переключается не туда, куда хотят ожидающие очередного телесериала женщины, а на тринадцатый канал, где начинается шоу про большую семью, переехавшую в новый дом. И вот тут уже пошла чертовщина.
Забавно смотреть, как индусы вписывают мифологию хонтед хауса в своё мировоззрение: в индуизме нет рая и ада, и души просто переселяются из одного тела в другое. Но некоторые души, типо, теряются, и остаются во всяких хонтед хаусах, чтобы пугать народ. Никакой христианской ахинеи, никакого изгнания бесов: духи, как оказывается в итоге, вполне безвредны (то же самое мы видели уже у индонезийцев), всё зло по-прежнему исходит от живых людей.
Главной ложкой дёгтя, которая портит всю малину, оказывается отсутствие чувства меры и непонимание правильного баланса в фильме у сценаристов. Фишка с телевизором, по которому идёт шоу, полностью повторяющее жизнь героев, поначалу кажется красивой, но постепенно оттягивает одеяло на себя, становясь центральным действующим лицом картины. Последнюю треть фильма ты смотришь картину уже не о "доме с привидения", а о "привидениях из телевизора".
Впрочем, благодаря живости и непосредственности индийского кино, фильм хорошо смотрится, даже невзирая на метраж (где ещё вы увидите фильм о привидениях почти в два с половиной часа длиной?). Говорят, бравые колливудские парни собираются снимать продолжение.