ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Октябрь (1927)


Октябрь
Средняя оценка: оценка: 4
1927. СССР. 103 минуты.
Жанр: исторический.

Режиссер: Сергей Михайлович Эйзенштейн.
Сценарий: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров,
Операторы: В. Попов, Эдуард Тиссэ,
Композитор: Дмитрий Шостакович.

В главных ролях: Владимир Попов, Василий Никандров.
В ролях: Лаяшенко, Чибисов, Борис Ливанов, Эдуард Тиссэ.

Интересные факты о фильме:

В съемках сцены штурма Зимнего дворца приняло участие 11 тысяч статистов, а электроэнергетические затраты на освещение оставили весь город без света.

Фильм снят за 6 месяцев.

Некоторые источники утверждают, что при съемках штурма дворца больше людей получило ранения, чем при самом штурме.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Октябрь"

Октябрь оценка: 4

Юбилейный фильм Сергея Эйзенштейна, приуроченный к годовщине Октябрьской революции 1917 года, обрел за границей второе название, по-американски патриотическое: "Десять дней, которые потрясли мир", так называлась книга американского журналиста и коммуниста Джона Рида, очевидца тех событий. Кажется, что пафос и энергетика фильма настолько велики, что каждому, в том числе и американскому кинопрокатчику, захотелось как-то породниться с фильмом, придать его звучанию что-то "американское" – пусть хотя бы в заголовке и окольным путем (многие почему-то уверены, что композиция фильма схожа с композицией книги).

Эйзенштейн начинает свой фильм с февральской революции, которая повергла изможденный от голода, смертельно уставший от войны народ в состояние краткой эйфории. В первом эпизоде толпа людей, состоящей как из нищего пролетариата, так и обеспеченных слоев, радостно приветствует, а некоторые и участвуют в обрушении с пьедестала памятника императору Александру III. Наивные! Законно выбранное Временное правительство не намерено отказываться от союзнических обязательств. Русские солдаты делятся баранками с такими же простыми бедолагами – немецкими солдатами; меняются с ними военными головными уборами; а потом всех оптом накрывает своя картечь.

Далее Эйзенштейн живописно изобразит расстрел мирной демонстрации большевиков, которые "ждут перемен", на Садовой площади. Сцена закончится символическими (и в той же мере сюрреалистическими) кадрами падающей с разведенного моста мертвой лошади. Животное белого цвета, громоздко плюхающееся в воду, означает крах надежд. Средний класс и элита добились перемен для себя, но не готовы поделиться властью с теми, кто стоит ниже их. По одну сторону половинки разведенного моста, в Неву, падает лошадь, по другую сторону — на тротуар, падает дилижанс. Отныне пути тяглового животного (крестьянина, рабочего, матроса) навсегда разойдутся с путями буржуазии. Вот каков итог февральской революции.

Далее Эйзенштейн покажет укрепление большевистского движения и, как закономерный итог, пролетарскую революцию (очень длинная кульминационная сцена).

"Эйзенштейновский монтаж" (трейдмарк) — здесь, в "Октябре", доходит чуть не до абсурда. Склеек, кажется, больше, чем даже в "Темном городе". Фильм стремителен до истеричности, и поначалу это дело реально раздражает, так как не дает возможности всмотреться в детали. Такое же раздражание вызывает фокусник, показывающий трюк с игральными картами. Но Эйзенштейн намеренно избегал деталей, при этом в фильме парадоксально много сверхкрупных планов (впрочем, они сменяются с дьявольской быстротой). В этом фильме уж не найти Вакулинчука (в нем даже толком нет Ленина, хотя он и присутствует в кадре, – о чем в свое время, как известно, не замедлил высказаться Владимир Маяковский). Героями фильма становятся не отдельные человеческие личности, а человеческие толпы. Люди же, которые мелькают в кадре, низведены (или, напротив, возвышены) до уровня символа.

Поэтому, при всей изощренности и масштабности постановки, "Октябрь" уступает "Броненосцу "Потемкину". Раздражение, которое поначалу вызывает монтаж, идет на пользу: оно побуждает внимание, перед просмотром пребывающее в благодушно рассеянном состоянии, к концентрации. В финале же фильма, а именно в кульминационной сцене штурма Зимнего, внимание рассеивается вновь — от элементарного переутомления. Хочется не примкнуть штыки, а отомкнуть и удрать куда глаза глядят от этого бурлящего бездумного хаоса, который лишь рядится под порядок и имитирует закономерно побеждающую справедливость. Эйзенштейн показывает время отчаянной суеты, которое характеризовалось крайней импульсивностью действий и лишь намеком на осмысленность, самыми базисными намерениями. В противовес задумке постановщиков, возникает странное впечатление, что победы и поражения, которыми был наполнен 1917 год, происходили по случайности.

(03.06.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: