В главных ролях: Деннис Хоппер, Питер Фонда. В ролях: Джек Николсон, Антонио Мендоза, Фил Спектор, Луана Андерс, Карен Блэк.
Награды: МКФ в Каннах — лучший режиссерский дебют (Д.Хоппер). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший актер второго плана (Дж.Николсон). Laurel Awards — лучший актер второго плана (Дж.Николсон). National Society of Film Critics Awards, USA — Специальный приз за режиссуру, соавторство в написании сценарии и актерскую игру (Д.Хоппер); лучший актер второго плана (Дж.Николсон). New York Film Critics Circle Awards — лучший актер второго плана (Дж.Николсон).
Фильм внесен в Библиотеку Конгресса..
Интересные факты о фильме:
По утверждению Фонды, Хоппера и Николсона, во время съемок участники съемочного процесса активно курили дурь, однако не употребляли ЛСД и вместо кокаина использовали сахарную пудру.
Некоторые сцены в фильме сняты на 16-миллиметровую пленку вместо 35-миллиметровой, — они были сделаны за год до производства, для демо-версии.
Первоначальное название фильма — "Одиночки".
Во время съемок Хоппер регулярно находился под кайфом, часто пребывал в плохом настроении и на всех орал. Некоторые члены съемочной группы тайком записали его эскапады на пленку и отослали в головной офис киностудии — дабы объяснить, почему покинули проект.
Деннис Хоппер и Джек Николсон, будучи большими поклонниками творчества Микеланджело Антониони, пригласили его на просмотр. Тот был впечатлен и, в свою очередь, пригласил Николсона сыграть главную роль в "Профессии: репортер".Версия для печати
Я подумал так: чего не хватает сайду экранка ру для того, чтобы он стал подлинным произведением искусства? Не знаю, подумал я, чего не хватает сайду экранка ру для того, чтобы он стал подлинным произведением искусства. И долго потом думал об этом.
А тут как раз умер Деннис Хоппер, а я как раз давно хотел посмотреть его самый знаменитый фильм, "Беспечный ездок", и, может быть, даже заказать его в разделку, но вот при жизни не пришлось, и я решил все-таки как раз посмотреть фильм, а посмотревши, как раз решил написать отзыв на этот культовый фильм как ну, не знаю, не дань уважения, но что-то вроде. И тогда я понял, что сайд экранка ру как раз и станет подлинным произведением искусства! Так даже смерть Денниса Хоппера принесет в этот мир добро. Любое деяние совершенномудрого приносит в мир добро, даже если он убьет миллион инородцев.
В начале просмотра я, признаться, был в недоумении, отчего фильм так ценится людьми, потому что первые сцены ничем не отличались, например, от "Псих-аута", ну, вы понимаете, тусовка хиппи, их быт, наркотики, приезжают новые люди, снято все в одной примерно манере, с одним и тем же настроением, а ведь "Псих-аут" не считается каким-то особенно культовым фильмом, во всяком случае, уж точно не таким, как "Беспечный ездок".
И эта вот "Псих-аутная" часть очень затянута, или, может быть, мне так показалось от неловкости — я ведь не только смотрел "Беспечного ездока", но и показывал его людям (а у меня в гостях был Мурик, и Сладкая N. тоже стала смотреть этот фильм). Сказать заранее, вторая психонаркотическая часть (изображение бэд трипа от эл-эс-ди) оказалась такой же затянутой и неловкой.
Зато то, что было между этими двумя частями, и то, что было в финале, все объясняет. Это оказался довольно мощный фильм, благодаря в первую очередь Джеку нашему молодому Николсону, и этой полифонической сцене с реднеками в кафе, когда они (реднеки) обсуждают "этих длинноволосых" (ну и хари, кстати, скажу вам). Ну и вообще все абсолютно сцены с Николсоном, все, очень хороши. Вспомнить хотя бы это его рассуждение про инопланетян. Вообще, я только что положительно понял, что лучшая часть фильма — это ровно та, в которой фигурирует Николсон. Он появляется отнюдь не в начале фильма, и умирает задолго до конца, но он фактически сделал этот фильм, взорвал это болото, разорвал пасть льву! Ну, и во-вторых, фильм мощен своими неожиданными сюжетными ходами, немотивированной жестокостью, лежащей в мэйнстриме немэйнстримной литературы двадцатого века. Ну, вы понимаете, о чем я говорю, театр жестокости и абсурда. Кафка какой-нибудь. Типа, чуваки спят на привале, приходят реднеки и одного из них беспричинно убивают. Потом они едут на мотоцикле, мимо едут реднеки и одного из них беспричинно убивают. Ну и так далее. В таком фильме немотивированная жестокость и отсылки к реднекам смотрятся почему-то наивно и оттого очень мило.
В целом фильм обязательно стоит смотреть, но, не знаю, в девятнадцать лет, тут ситуация с примерно как "В дороге" Керуака, тоже очень милое и достойное произведение, но, к сожалению, имеющее внутреннее ограничение по возрасту. "В дороге" я читал давно, поэтому роман мне показался лучше фильма, но, кажется, он лучше и объективно, в силу чисто литературных тонкостей, которые в фильме не передать.
Ну, и да, да, фильм, наверно, передает дух бунтарства и хиппизма конца шестидесятых, но по мне так не очень передает. Книги какого-нибудь Джерри Рубина, Кена Кизи, да даже и Тома Вулфа, несмотря на их монотонность, передают лучше. Я вот думаю, что все, кто кипятком от него писает, не очень представляет себе, как там все было и что такое на самом деле свобода.