Режиссер:
Алексей Попогребский. Сценарий: Алексей Попогребский, Оператор: Павел Костомаров, Композитор: Дмитрий Катханов, Монтаж: Иван Лебедев, Продюсеры: Роман Борисевич, Александр Кушаев.
В главных ролях: Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис. В ролях: Игорь Черневич, Илья Соболев, Артем Цуканов.
Награды:
2010 — Серебряный медведь лучшим актерам (Добрыгин, Пускепалис), серебряный медведь за выдающиеся художественные достижения (оператор) — Берлинский МКФ.
Соглашение о терминах. Давайте в пространстве этой статьи Актуального Настоящего Мужыка сокращенно называть А., Потенциального Настоящего Мужыка называть П. Получилось А. и П., что мистическим волшебным образом соответствует инициалам режиссера Алексея ПопоГребского, А.П.
В пятницу про просмотре фильмом режиссера А.П. "Как я провел этим летом" снова слегка вспомнил добрым словом Sometimes а Great Notion Кеном Кизи и Nóż w wodzie бедным, бедным Романом Полански. — И там, и там, и там, и там повесть про взаимоотношения Настоящего Мужыка и Молодого, но тоже в будущем Настоящего Мужыка (соответственно П. и А., вот нам и пригодились наши обозначения, а я-то боялся, что не пригодятся). — Впрочем, есть и различия, и фильм Попогребского отличается от книги Кена Кизи и фильма Романа Полански больше, чем они отличаются друг от друга.
Главное отличие — П. явным образом здесь является не то чтобы чмом, но таким обычным, совершенно обычным человеком, что возникают огромные сомнения в том, что он дорастет до А. И упор здесь в отношениях между А. и П. больше на П. И в отношениях между ними нет скрытой ревности (это не значит, что нет конфликта вообще), П. находится под началом у А. и называет его по имени-отчеству.
Еще одно отличие — тут нет юбки, то есть женщины, которая в какой-то момент предпочла бы П., но осталась с А. Впрочем, с таким слабохарактерным П. вряд ли какая женщина осталась бы. А А. вообще очень хороший, как у Кизи.
В общем, сюжет такой, что П. и А. вместе на метеорологической станции на Чукотке, и во время отсутствия А. П. получает радиограммой, что у А. умерли женой и сыном. А потом почти весь фильм не решается ему об этом сказать. Самое интересное в фильме, чему он посвящен более чем наполовину, это терзания юного П. Смотреть на это очень интересно, довольно долго держится какое-то подобие не саспенса, но огромного напряжения, как в матче Италия-Франция 98-го года, даже сильнее. И это несмотря на общую неспешность фильма, сравнимую с каким-нибудь "Шультесом" Бакурадзе. Но если в "Шультесе" смотреть минуту на пустую беговую дорожку, потом полминуты на то, как по ней пробегает спортсмен, и потом снова минуту на пустую беговую дорожку довольно-таки невыносимо, то неспешность того, как А. и П. разделывают рыбу, конгениальна жизни на полярной станции и не раздражает. Да и, пожалуй, этот фильм все-таки подинамичней "Шультеса" будет.
Не раздражает этот фильм также и благодаря по правде выдающейся операторской работе Павла Костомарова, не в последнюю очередь из-за фактуры, то есть всякой чукотской природы, заброшенных метеостроений и т.д. На Чукотке очень красиво. Но и работа самого Костомарова тут тоже есть, не зря ему дали серебрянного медведя, абсолютно согласен. Активно используется ускоренный показ замедленной съемки больших пейзажей — в финале, кажется, одним долгим планом были показаны все три месяца работы съемочной бригады.
Кадрики из фильма мне так понравились, что я сделал целый пост в жэжэ, где их много-много.
Вообще, работа всей съемочной бригады выше всяких похвал. И актеров, и сценариста, и все такое. Почему же это не шедевром?
Потому что основная интрига — скажет П. или не скажет — это то, на чем держится всем фильмом. Фильм является настоящей олдскульной психологической драмой (вспомним, что по образованию ПопоГребский психолог), я думал, таких уже не снимают, заняты всего два актера, причем примерно половину времени показывают одного из них (и никогда А.) В какой-то момент указанная интрига разрушается, и начинается, с одной стороны, экшен, как мы тут шутим, и даже шекспировские какие-то страсти, но, с другой стороны, пропадает стержень. И уровень достоверности падает на несколькопунктовкармы! А фильм становится тяжелым. П. обретает решительность молодого Настоящего Мужыка (он в этот момент становится натурально внешне похожим на Голлума — посмотрите, пожалуйста, по ссылке, — что оправдано и сюжетно, тонкая шутка ПопоГребского), но антипатия к нему возникает такая, что готов его удавить. Как, впрочем, и у Кизи, возвращаясь к тем, кого я слегка вспомнил добрым словом.
И финал! финал я не понял. Кажется все-таки, что П. никогда не превратится в А.
Вообще мотив наставничества не очень прост, но если автор прорвался сквозь первоначальные сложности, то может получится очень хорошо. Это как с эфебами, друзья мои, это как с эфебами.