Режиссер:
Джон Бурман. Сценарий: Джон Бурмен, Уильям Гудхарт, Роспо Палленберг, Оператор: Уильям А. Фрейкер, Композитор: Эннио Морриконе.
В главных ролях: Ричард Бартон, Линда Блэр, Луиза Флетчер. В ролях: Макс фон Зюдов, Китти Уинн, Пол Хенрейд, Джеймс Эрл Джонс, Нед Битти.
Интересные факты о фильме:
Уильям Фридкин и Уильям Питер Блэтти, авторы оригинального фильма, встречались несколько раз, чтобы обсудить возможность продолжения, но, так и не придумав "ничего достойного", расстались с этой идеей.
Во время съемок на пленэре Джон Бурмен подхватил какой-то грибок, который разросся в его дыхательных путях и оборвал съемки на 5 недель.
На роль отца Ламона рассматривались три основных кандидата. Финансовые аппетиты Джека Николсона сочли слишком завышенными, у Дэвида Кэррадайна были сложные тёрки с телекомпанией, снимавшей его в сериале "Кунг-фу", а с Джоном Войтом появились разногласия в связи со сценарием. Кроме того, на роль Ламона пробовался Кристофер Уокен, но киностудия сразу отклонила его кандидатуру.
Джон Бурмен дважды отзывал свой фильм из кинотеатров, чтобы подправить кой-чего в монтаже.
Премьера оказалась провальной. Зрители даже швыряли в экран хлам.
В роли саранчи снялся неочищенный арахис.
В книге Джон Уилсона, основателя "Золотой малины", фильм занимает место в десятке худших фильмов в истории кино.
Сиквел сногсшибательного хита 1973 года, принесшего баснословную прибыль. Место Фридкина в режиссерском кресле занял Джон Бурмен, автор одного из самых значительных американских фильмов 70-х – с точки зрения тамошних критиков – "Deliverance" ("Освобождение"). Всё было рассчитано и подсчитано, а каких актеров поднабрали в оккультный-то хоррор! Линда Блэр (ну, это понятно, без нее пришлось бы трудно), оскароносная Луиза Флетчер, высоко взлетевшая после триумфа "Пролетая над гнездом кукушки", Ричард Бартон (с него, правда, пришлось немножко стряхнуть пыль кисточкой), "воскресили" даже Макса фон Зюдова (его герой погиб в финале оригинала). Кроме того, Бурмен привел Неда Битти. А вот Эллен Берстин куда-то подевалась, в фильме витает лишь ее призрак.
Музыку писал Эннио Морриконе, но музыки в "Еретике" непривычно (и даже неприлично) мало. Кажется, это был первый опыт Морриконе в голливудской хоррорщине. Его нежная, прочувствованная музыка итальянского композитора не к каждому эпизоду пришлась в кассу.
Бартон играет священника Филлипа Ламона, по поручению кардинала расследующего обстоятельства гибели отца Меррина. Но это еще не все. Он приходит к выводу, что бес по-прежнему сидит внутри повзрослевшей и оформившейся Реган. Более того, этот бес соблазняет Ламона: приглашает его за собой. И Ламон идет за ним: на крыльях беса, принявшего обличье мистической саранчи, он летает над Эфиопией, где трудился отец Меррин. Демон приводит Ламона к мальчику, из которого много лет назад отец Меррин изгнал беса. С тех пор мальчик вырос и научился противостоять нечистой силе: когда бес рядом, он изрыгает на него леопарда. Ламон пытается разыскать удивительного негра "в реале", чтобы тот подсказал ему средство по полному и бесповоротному изгнанию демона из Реган.
В этом медленном и не слишком захватывающем фильме освещена двойственная суть шаманского целительства. Знахарство – суть деяние беса. К примеру, Реган исцеляет девочку, больную аутизмом: на самом деле, это благое дело совершает бес, сидящий внутри Реган. Сама Реган проходит сеансы психотерапии, ее лечит доктор Джин Тускин (очередная "психическая" роль Луизы Флетчер). Она использует новую методику: двойной гипноз, посредством которого лечащий врач, а также любой посторонний человек (включая отца Ламона) может проникнуть в воспоминания пациента. Применяется специальное гипнотическое устройство, из которого извлекается гипнотизирующий мерцающий свет и гипнотизирующий однообразный звук. Горе тому зрителю, который смотрит кинофильмы, лежа на диване! Эпизод с гипнозом – очень длинный, затянутый и поистине гипнотический. Короче, я предупредил.
Самое занимательное в фильме – удивительные эфиопские церквушки, вырубленные в горах, добраться до алтарей которых возможно лишь на веревках, карабкаясь по скалам. Я как раз смотрел недавно телепередачу об этих церквях. Правда, фильм снимался в Юте и Аризоне, — вместо настоящих церквей использовались декорации, но даже они впечатляют.