Если пепел фильма “Райское озеро” все еще стучит в твоей голове, пропускать эту картину не следует. Перед нами снова “новый британский хоррор”, помесь острой социалки с классической ghost-story. С одной стороны – гопники и маньяк с ружьем, с другой – призраки в цепях и семейное проклятье.
Да, в сюжете есть серьезные и изъяны, но где их сейчас нет.
Шестеро друзей (парни-девушки, всем лет по 30) арендуют небольшой катер, чтобы провести ночь с субботы на воскресенье где-нибудь посреди речки. Речка – говенная и совсем не курортная, тина и камыши, запах вонючего метана в воздухе. Вдобавок к этому, какие-то малолетние гопники постоянно ошиваются возле воды (Зилич сам живёт на берегу Волги, поэтому может подтвердить – ситуация легко узнаваемая и правдоподобная просто до безобразия).
Отдыхая на воде, герои решают срезать дорогу через камыши, и случайно натыкаются дном на какие-то металлические прутья. При этом чертова железка пробивает не только борт, но и внутренности одного из отдыхающих. Раненный стонет и кричит, все в панике, катер начинает заливать вода.
Один из парней видит далеко в камышах свет костра и отправляется за помощью. Выходит к костру и видит, что малолетние гопники зарезали несколько бездомных собак и делают из них шашлыки. Герой в испуганном ступоре, гопники медленно начинают его окружать, но, услышав непонятный шум, бросают все свои шмотки и убегают в камыши. С противоположной стороны из камышей выходит кто-то в капюшоне и с винтовкой, он перезаряжает стволы и уходит вслед за гопниками, не обращая внимания на застывшего в немом ахуе персонажа.
Первая треть фильма – очень хорошая. Все актёры играют убедительно, драматургия ненавязчивая (ненавижу когда в хоррорах начинают создавать персонажей по лекалам из сценарного учебника), ситуация, как уже говорилось, взята прямо-таки из жизни.
Вторая треть – порядочный фэйл. Все истерично бегают по кустам, и ты быстро перестаешь понимать, кто еще жив, кого убили, а кого убили уже несколько раз подряд. В голове бьется одна мысль – перед нами какая-то хитро выебанная временная петля. И что?
Последняя треть – сюжет вываливается из тумана, и зритель неожиданно осознает, что “новый британский хоррор” каким-то неведомым образом превратился в хоррор “новый французский”.
Дорогая редакция! Я хочу сообщить вам о случае вопиющего плагиата! Дело в том, что сценарист фильма "Тростник" Крис Бейкер коварным и бесчеловечным образом проникли ко мне в мозг и украли оттуда некоторые идеи относительно ещё не написанного мною романа. После этого они использовали эти идеи в сценарии вышеуказанного фильма – правда, как и положено глупым британцам, бездарно и пресно испортив несколько блестящих заготовок.
На самом деле, даже удивительно, как синхронно зачастую людям из разных уголков планеты приходят в голову одинаковые мысли – или по крайней мере художественные образы. Действительно, какие-то вещи просто витают в воздухе, и ждут своего воплощения: при правильном понимании генетики культуры нет ничего удивительного в том, что один и те же открытия совершаются почти одновременно в разных местах совершенно независимо друг от друга.
Нет, конечно, мой новый роман не роднит с фильмом "Тростник" почти ничего – на сюжетном и смысловом уровнях. Зато один из главных художественных образов – высокий тростник, перепуганный человек и рыщущий в тростнике зверь – воспроизведён в этом фильме на экране приблизительно так, как я его себе представлял, когда писал свою книгу.
Вместе с тем, как говорится, сиськи не раскрыты. Или не зажаты? Не помню, в общем, как там говорится, но результат авторов сильно слабее того, что хотелось бы увидеть. При почти эталонном начале с несколькими мощными задвигами фильм дальше начинает эксплуатировать какие-то откровенно чуждые ему идеи и сюжетные элементы (вроде "временной петли", более уместной в научно-фантастических сериалах, или умершего чувака, который открывает глаза, и хватает свою девушку за руку), всё более и более запутывая зрителя. В конце концов зритель приходит к неутешительному выводу: раскрутить всё, что было перед этим закручено, авторы просто не в состоянии. Они, конечно, отмажутся – скажут, апельсины приносили. Но осадочек-то остался…
Невнятный гибрид истории с привидениями и слэшера про людей, отправившихся в поездку, из которой вернулись не все. Характеры компании друзей-приятелей, из которых друзьями не является, в общем-то, никто, мы видели сотни раз. Особенно раздражает обязательный бузотер и хулиган, который совершает необдуманные и грубые поступки. Единственным плюсом является выбор локации — колоритные болота с узкими протоками, где легко заблудиться. Устраивать в такой реке коктейль-пати, ломанувшись через тростник по неизведанному пути, я бы не сочла мудрым поступком.
Выполненный с претензией, но без сценарного шика, "Тростник" все же цепляет не использованной с толком эстетикой. Во-первых, его гопники, пугающие приезжих своим видом, не гопники вовсе, а романтические герои из французских готических комиксов. Они рыщут по тростнику, словно стая оборотней, и всем своим видом напоминают фильм "Сумерки". Думаю, что из их перемещений можно нарезать клип. Во-вторых, главная героиня. Она привлекательна и хороша в движении. В-третьих, зацикленные и наложенные друг на друга временные пласты. Это хороший ход, но сценарист залажал на этом поле практически все, что можно было залажать. Особенно меня возмутил поступок отправленного за помощью героя. Выйдя на опушку леса и увидев там окровавленных подростков рядом с обугленной тушей собаки и нанизанными на ветки трупами крыс, мужик ничуть не напрягается, когда одна из девушек начинает его целовать, и уделяет этому занятию немалое количество времени. И незадач в таком духе там достаточно много.