Режиссер:
Юрий Мороз. Сценарий: Кир Булычев (по своей одноименной повести), Операторы: Александр Филатов, Александр Крупников, Композитор: Максим Дунаевский.
В главных ролях: Сергей Жигунов, Марина Левтова. В ролях: Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Игорь Ясулович.
Экранизация одноименной повести Кира Булычева, опубликованной то ли в журнале "Юность", то ли "Вокруг света" в 1987 году. В 1988 году я прочел ее, и в том же году на экраны вышел фантастико-приключенческий фильм польско-русского производства "Заклятие долины Змей".
Фильм "Подземелье ведьм" (сценарий написал сам Булычев) вышел в 1991 году, а спецэффекты остались на уровне "Заклятия долины Змей". И это как раз тогда, когда началась мощная экспансия кабельных сетей, медленно, но уверенно вытесняющая видеосалоны. Советский зритель, причастившийся к достижениям холливудской кинофантастики, был, разумеется, разочарован низким уровнем спецэффектов и балаганной игрой отечественных актеров.
В фильме повествуется о приключениях агента космофлота Андрея Брюса на "больной" планете, где нарушен естественный ход эволюции. Здесь сосуществуют диплодоки (их упомянут, но не покажут), мамонты (покажут), птеродактили (покажут), гигантские змеи (не покажут), что-то вроде питекантропов (покажут) и дикарей-степных варваров (покажут). Задача Андрея: выяснить, откуда у дикарей отличное стальное оружие. Зачем это знать? Да просто так, из чистого, так сказать, любопытства.
Мамонты, мелькнувшие разок на заднем плане, – анимированы, остальные монстры сделаны из папье-маше и пакли. В роли Андрея Брюса снялся гардемарин-кинозвезда Сергей Жигунов, во второстепенных ролях мы можем увидеть Николая Караченцова, набирающего популярность театрального артиста Дмитрия Певцова и Марину Левтову. Актеры откровенно валяют дурака, и особенно это касается Дмитрия Певцова, сыгравшего пассионарного вождя, мечтающего покорить всю степь.
Все же, несмотря на полное убожество, фильм является памятником советского кинопрома. Он – последний из могикан в скудном списке советской космо-фантастики с ее наивным романтизмом и мечтами о светлом будущем. Спустя 13 лет Федор Бондарчук попытается воссоздать нечто подобное в "Обитаемом острове", но это будет уже не то: заимствований из Голливуда в его фильме гораздо больше, чем попыток следовать духу классчской сов.традиции. Юрий Мороз тоже демонстрирует в некоторых сценах свою насмотренность, но это, скорее, единичные случаи (например, в одном из эпизодов женщина-андроид зажимает голову героя между ног и пытается свернуть ему шею – прямая цитата из "Бегущего по лезвию").