Режиссер:
Бон Чун Хо. Сценарий: Бон Чун Хо и Пак Юн Кю.
В главных ролях: Ким Хи Я, Вон Бин.
Награды: 2009 — Лучшая женская роль — Ким Хи Я (Asia Pacific Screen Award, Chlotrudis Awards).
2009 — Лучший азиатский фильм, лучший фильм, лучший зарубежный фильм — (Blue Dragon Award, Independent Spirit Award, Mar del Plata Film Festival, Nikkan Sports Film Award)
2009 — Лучший сценарий — Бон Чун Хо и Пак Юн Кю( Dubai International Film Festival).
В последнее время мне что-то частенько стали попадаться фильмы, которые вгоняют своей медитативностью в дремотное состояние, а потом, под конец, вдруг лупят тебя со всего размаха по башке. Почти весь фильм, минут 110, я думал, что "Мать" — это кино о силе материнской любви, и мне было не очень интересно, не смотря на хорошую, качественную постановку. Но затем авторы, при помощи простого, в общем-то, трюка, добавляют фильму новое измерение, превращая его в картину о добре и зле.
До Джун — дебил. Не в смысле ругательства, а в прямом, медицинском, значении слова. Он дебил, но он добродушен и неопасен, поэтому он ходит по улицам, занимается своими делами (судя по всему, работает, на вид ему лет двадцать – двадцать пять), водит дружбу с местным ушлым пареньком. Влезает с этим пареньком в неприятности и долги. И всё это – под неусыпным взором матери, которая в нём души не чает.
Однажды он напивается в местном шинке, и топает по ночному городу домой. Впереди идёт девушка. Он что-то кричит ей вслед. Девушка заходит в соседний брошенный дом. До Джун приходит домой, и ложится спать в постель к матери. На следующий день выясняется, что девушку убили тяжёлым тупым предметом, и все улики указывают на До Джуна. Его арестовывают, и закрывают дело за очевидностью улик. Но мать До Джуна не может смириться с мировой несправедливостью, и начинает собственное расследование.
Картина довольно вязка, очень богата деталями – и, что по-настоящему доставляет, большая часть этих деталей оказываются работающими, все ружья к концу стреляют, складываясь прямо в какую-то канонаду из образов, слов, фраз и сюжетных элементов. В фильме несколько феерически-сюрреалистических сцен, абсурдность которых умело растворяется авторами картины в происходящем.
Например, здесь есть сцена, где адвокат, сидя в закрытом зале ресторана, под стробоскопическое цветовое безобразие представляет через микрофон караоке своих друзей – директора психиатрической клиники и другого адвоката, лежащих мордами в салатах, а проститутки, толкущиеся тут же, на диванах, аплодируют ему. Или сцена, где девочка просит распечатать фотографии с мобильного телефона, и когда у неё спрашивают "зачем?", она отвечает, что это настоящая бомба. И в следующую секунду у неё носом идёт кровь. Отлично переданы также бытовые детали, в динамике – например, каждый раз, когда героиня, глядя в сторону, режет станковым ножом ветки, кажется, что она сейчас отрежет себе палец – хотя авторы, предвидя это, заткнули капитана Очевидность ещё в самом начале фильма.
Но настоящее прозрение, конечно, наступает на 114-ой минуте. Когда героиня спрашивает у японца из санатория "у тебя есть родители? У тебя мама есть?", а затем начинает рыдать. Хорошим, таким, глубоким, очищающим плачем. Или рыдом. Какое существительное от глагола "рыдать"?
Необходимо ввести в этом году для подведения итогов новую номинацию – "Капитан Очевидность". Типа приз за лучший фильм с месседжем, настолько очевидным, что он никому нахуй не нужен.
"Капитан Очевидность-2009" — это, разумеется, Дэвид Финчер с его "Пуговицей", но если выбирать для капитанского мостика не одного, а нескольких бойцов, то Бон Чун Хо, наверняка, окажется где-то на месте второго старпома или же офицера Ухуры. Кино он снял вроде хорошее, но какое-то уж совсем без "cекретика". Я еще мог понять поступок мэтра, если бы в титрах появилось "Моей маме – RIP – Я тебя люблю", но этой фразы там не было и нет, а без нее… ну это уж, пацаны, совсем чистый explo. Это все равно, что собачек в кадре мучить или над детьми маленькими издеваться.
Стоп! Все же был от фильма один маленький прок. Один знакомый, помешанный на цигуне, стал вещать мне недавно за иглоукалывание ("есть на человечечком бедре одна волшебная точка и если знать правильные рудры"), но я сразу схватил его за руку и не менее истошно закричал: я знаю-знаю!!! она… ТУТ!!!
Фильм-детектив. Причем детективное тесто замешано на огненной воде – материнской любви… Мы начали смотреть фильм с Юлей. Она посмотрела на танцующую в поле мать и сказала: "Уже по этому кадру ясно, что фильм – херня". Посмотрела еще минут пять и подытожила: "Не желаю смотреть на придурка и его сумасшедшую мамашу", после чего покинула домашний кинозал. Я досмотрел до конца и фильм мне понравился. Понравился в той же мере, что и предыдущий фильм Бона Чун Хо "Вторжение динозавра" ("Хозяин"). Оба фильма обладают сонливой, болезненной вялостью и такой же нездоровой притягательностью. Смотреть их довольно скучно. Но у них масса плюсов. Например, сюжеты, хоть и кажутся на первый взгляд тривиальными, проработаны настолько хорошо, что довольно скоро перестают казаться тривиальными. Однако по-настоящему охуительно в фильмах Бона Чун Хо то, что его фильмы строятся на незначительных, но ярких деталях и интересных ракурсах. Они привлекают обыденностью, которая выглядит необыкновенно. "Обыкновенность обыденности" можно разрушить буквально – вбросить в пасторальный воскресный денек динозавра. Но не менее интересно, когда "заурядность мира" уничтожается художественным взглядом на мир. В этом случае и мир остается целым, и заурядность исчезает.
Действие фильма происходит в маленьком захолустном городке. Сет-ап занимает добрых полчаса: за тридцать минут мы знакомимся с умственно отсталым склеротиком, и его матерью, промышляющей фармой и иглоукалыванием. Потом, собственно, начинается действие: в городке впервые за многие годы происходит убийство. Убита какая-то школьница. За решетку попадает склеротик. Свидетели указывают, что перед убийством он тащился за девочкой, кроме того, возле трупа найден шарик для гольфа, подписанный его именем. Мать принимается за расследование. Она не верит в то, что ее дурковатый сын способен на преступление.
И здесь снова работают разные занятные детали. Например, Бон Чун Хо придумал трюк с яблоком: во время допроса полицейский велит дурачку укусить яблоко и выпрямиться с фруктом в зубах, а потом с ноги сшибает половинку яблока – "вильгельм телль по-азиатски". Приходят коллеги, велят полицейскому угомониться. Тот кладет второе яблоко, которое только что вынул из ящика письменного стола, обратно. Камера показывает открытый ящик: в нем много этих крупных, красных яблок; некоторые из них уже подгнили. Или, скажем, многоходовая сцена с визитом матери к "приятелю" сына, которого она подозревает в убийстве. Впрочем, тут долго рассказывать; это лучше самому увидеть и оценить изобретательность Бона Чун Хо.
Постепенно оказывается, что горожане хоть и не склонны к смертоубийству, но погрязли в разврате. Азиатская содом и гоморра, населенная ебливой школотой, няшными лоли, чьими услугами пользуются взрослые жители города. А если случится оказия, то виновными окажутся те, на ком природа отдохнула (должен же с уродов быть хоть какой-то прок!). Финал фильма и вытекающая из него мораль сногсшибательны: если ты урод, то спасти тебя в этом жестко прагматичном мире может только родная мать, и горе тому, у кого нет матери. "Гуманистическое" общество тебе не поможет, поскольку никакое оно не гуманистическое. Ты рожден для того, чтобы тобою пользовались, ты — природный ресурс, и не более того.