Режиссер:
Питер Стриклэнд. Сценарий: Питер Стриклэнд, Оператор: Марк Гиори, Композитор: Стивен Степлтон.
В главных ролях: Хильда Питер. В ролях: Тибор Палффи, Норберт Танко, Фатима Мохамед.
Награды: МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" за лучшую работу звукоператора. Европейский киноинститут — Открытие года. CPH:PIX — Гран-при за лучший дебют. Evening Standard British Film Awards — самый многообещающий новичок (Питер Стриклэнд). .
Владимир Гордеев:
Что ж тут плакать, поделом, не рождайся байстрюком
"Экзотическая" драма о возмездии, снятая на цифру и напоминающая палитрой "Антихриста" фон Триера. Дебют англичанина Питера Стриклэнда, превознесенный европейской и британской прессой. Действие происходит в Румынии. Страна, входящая в Евросоюз, стараньями режиссера выглядит аграрной страной, укоренившейся в традициях прошлого. Люди набожны, ездят на лошадях и телегах, ходят в домотканных рубахах, расшитых петухами, женщины повязывают голову платками, а мужчины подкручивают длинные гуцульские усы, распевают народные песни и танцуют вкруг костров. Нечто подобное я с изумлением увидал двадцать лет назад в "Семье вурдалаков", нелепом фильме ужасов советского производства. У Стриклэнда, конечно, не все столь категорично: в кадр изредка попадают автомобили (впрочем, чрезвычайно древних моделей), Каталина Варга разговаривает по мобиле (чрезвычайно древней модели), в кабаках столы покрыты клеенкой (древнего соцпроизводства).
Сюжет очень прост и, по правде говоря, интереса не вызывает. Крестьянку Каталину Варгу изнасиловали десять лет назад. Десять лет спустя она рассказала об этом то ли подруге, то ли родственнице, а та разболтала всей деревне. Известие дошло до мужа. "Убирайся, блядь, и ублюдка своего забирай, как я теперь людям в глаза посмотрю?", – говорит ей муж. Каталина берет сына, сажает его на телегу, и они едут "к бабушке". На самом деле, Каталина едет мстить насильникам.
Привлекает видеоряд: трансильванские пейзажи, сёла и веси. В каждый дом можно зайти и попроситься переночевать (тебя охотно пустят). В таких гостеприимных местах о гостиничном бизнесе нельзя даже помышлять. А вот лес страшноват. Когда камера начинает таращиться в леса, то становится ясно: хорошего не жди. Если не фурри оттуда выскочит, то, как минимум, мужик с топором. Впрочем, и широкие просторы доверия не вызывают. Сцена, из которой взят скриншот, сопровождается точно такой же угрожающей, низкочастотной электронной, так сказать, музыкой, что и сцены с лесом.
Фильм, кстати, обрывается внезапно. Мальчик Каталины, который и так-то, в дискурсе самой истории о мести, выглядел отрезанным ломтем, непонятно зачем введенным в сюжет, убегает в лес и… там исчезает. Люди отправляются на поиски, ну и все тут. Конец. Непонятно, что с ним стало. Заблудился? Умер от голода? Волки съели? Гадать можно до бесконечности. Тяжела и непонятна жизнь байстрюка.