Режиссер:
Стюарт Рэффил. Сценарий: Уильям Грэй, Майкл Джановер (по книге Чарльза Берлица и Уильям Л. Мура), Оператор: Дик Буш, Композитор: Кеннет Уоннберг.
В главных ролях: Майкл Паре, Нэнси Аллен, Эрик Кристмас. В ролях: Бобби Ди Чикко, Луиз Лэтэм, Кин Холлидэй, Джо Дорси, Стивен Тоболовски.
Награды: Fantafestival — лучший фильм..
Интересные факты о фильме:
В начале 80-х боссы кинокомпании "Эвко Эмбэсси" предложили Джону Карпентеру написать сценарий и снять "Филадельфийский эксперимент" (после успеха "Хэллоуина" и "Тумана"), но вместо этого Карпентер сунул им сценарий "Побега из Нью-Йорка". Он работал над "Филадельфийским экспериментом", но только в качестве исполнительного продюсера.
Фантастический фильм Стюарта Раффила посвящен пресловутому "Филадельфийскому эксперименту", якобы проведенному в 1943 году военно-морскими силами США.
Этот эксперимент послужил прекрасной затравкой для прекрасной "теории заговора", возникшей в середине 50-х. В 1978 году вышел бестселлер Дж.Симпсона и Н.Бургера "Разреженный воздух". Он оживил интерес к "Филадельфийскому эксперименту" среди многочисленных уфологов и любителей всего аномального. А через шесть лет на экраны вышел фильм. Более того, в 1985 или 1986 году, под названием "Секретный эксперимент", этот фильм попал и на советские экраны, пополнив скудный ассортимент доползшей до наших экранов бюджетной американской кинофантастики с привкусом "научности" (вспомним с благодарностью "Козерог-1" и "Ангар-18").
Фильм "Секретный эксперимент" в детстве мне очень нравился. История действительно интригующа. "Я сам не видел, но люди говорят", что эсминец "Элдридж", испытывая экспериментальную противорадарную систему, которая позволила бы ему исчезнуть с экранов локаторов, исчез в буквальном смысле. Он попал в другое время, в параллельное пространство, где члены экипажа видели странных существ. Когда эсминец вернулся в настоящее (1943-й год), то некоторые матросы были обгоревшими, некоторые были вплавлены в металл палубы, а некоторые попросту исчезли.
С экспериментом связывают имена двух гениальных физиков – Альберта Эйнштейна и Никола Теслы. Впрочем, в фильме эти имена остаются за кадром.
Кинокомпания "New World pictures" сняла тот фильм, на который хватило средств. Два главных героя, матроса с "Элдриджа", действительно попадают в другое время… И как вы думаете, в какое же? Ну разумеется, в 1984 год! С создателей фильма хватило возни и с реконструкцией 1943 года, чтобы задумываться еще о каких-то временах, нравах и существах. Поэтому герои попадают в 1984 год. В этом году – кстати, удачный сюжетный ход – ученые повторяют "филадельфийский эксперимент", который приводит к катаклизму. Порван временной континуум, открылась воронка между 1984 годом и 1943-м. Воронка высасывает реальность. Для того, чтобы предотвратить катастрофу, накликанную сумасшедшими пентагоновскими учеными, кто-то должен отправиться в прошлое и сломать генератор переменного тока, питающий электромагнитные поля. Таким "козлом отпущения" становится один из матросов "Элдриджа" (другого выкинуло в прошлое сама стихия). Матроса играет Майкл Паре, – вот так милостиво советский кинопрокат познакомил советского зрителя с одним из культовых актеров категории "Б".
В фильме, конечно, присутствует романтическая линия. В молодого миловидного матросика влюбляется неприкаянная дама за тридцатник (Нэнси Аллен – впоследствии составившая компанию "Робокопу"). Матросик не просто хорош собой, но и уникален: это путешественник во времени, человек, выпавший из другой, более патриархальной и чрезвычайно любопытной среды, прошедший через электромагнитные бури и все такое прочее. Она всячески помогает ему, а в один прекрасный момент "даёт слабину", объясняет ему, как страшно ей будет его потерять, после чего – и это хорошо видно в кадре – буквально заставляет себя поцеловать. Теперь матросик, как честный человек образца 1943 года, обязан на ней жениться.
Вот, судьба персонажей Нэнси Аллен: западают то на путешественников во времени, то на роботов-полицейских.
Словом, лирическая линия не цепляет и не интригует. Это обычная "обязаловка" для голливудского фильма и в то же время скучная зацепка для того, чтобы оставить Дэвида в 1984-м. Гораздо интереснее было бы убрать Эллисон вовсе из сюжета, после чего поставить себя на место Дэвида и задуматься: а захотел бы ты жить в своем прошлом, если уже хотя бы одним глазком увидел будущее?