Режиссер:
Фред М. Уилкокс. Сценарий: Ирвинг Блок, Аллен Адлер, Сирил Хьюм, Оператор: Джордж Дж. Фолси, Композиторы: Бебе Баррон, Луис Баррон.
В главных ролях: Лесли Нильсен, Уолтер Пиджон, Энн Френсис. В ролях: Джек Келли, Уоррен Стивенс, Ричард Андерсон, Эрл Холлиман.
Интересные факты о фильме:
Первый фильм с полностью электронным саундтреком.
В фильме использовались декорации "Волшебника из Оз" (сад Элты).
Нынче робот Робби находится в частной коллекции режиссер Уильяма Мэлоуна.
Во время первого проката зрителям выдавались специальные красные очки, через которые можно было увидеть "невидимого монстра". О том, что пора надевать очки, извещали белые вспышки на экране.
Проект одобрил Дэвид Шейр, директор студии, который не любил фантастику, но зато любил B-movie. Неожиданно бюджет раздулся почти до двух миллионов, проект еле протолкнули. Сборы составили всего три миллиона, и Шейр был уволен.
В фильме Фреда Уилкокса, несмотря на корявость спецэффектов, космические бездны обаяния. А поглядите, какие сочные цвета (eastmancolor)! Какой широкий экран! Сейчас я похож на зазывалу с рынка.
Собственно, эта олдскульная корявость даже радует. Потому что она абсолютно аутентична сюжету, который, хоть и основан на фабуле шекспировской "Бури", мог родиться только в 50-х и являет собой образец олдскульной научной фантастики. Перед тобой словно воскресает славная "золотая эра", и чья-то археологическая кисточка словно смахивает пыль с трех десятков потрепанных томов антологии зарубежной фантастики.
Спасательная группа преодолела путь длиною в год и, наконец, прибыла на планету звездной системы Альтаир, где двадцать лет назад сгинул экипаж научно-исследовательского корабля. Заметьте, они не летят притеснять инопланетян как в "Аватаре", – ими не движет нажива! Фильм позитивен, преисполнен веры в человечество, хоть в нем и прозвучит предупреждение (иначе говоря необходимая, как моль в шкафу, мораль).
Космический корабль сделан не особо замысловато – это банальная летающая тарелка, какие можно увидеть в любом сай-фае того времени (самым ярким тому подтверждением является убожественный "План 9 из открытого космоса" Эда Вуда, режиссера, напрочь лишенного фантазии и поэтому использующего исключительно готовые стереотипы).
Закадровый текст поясняет: человечество достигло таких высот, что начало бороздить космические просторы как свои дачные огороды, а на Марсе уж давно цветут яблони и вишни.
Американская публика середины 50-х верила в летающие тарелки даже с большей неистовостью, нежели в "красную угрозу", и Фред Уилкокс не стал разочаровывать зрителя. Раз инопланетяне прилетают к нам на летающих тарелках, значит на летающих тарелках будут раскатывать и люди.
Пейзажи планеты, куда прибывают земляне, производили на публику сногсшибательное впечатление. Они действительно довольно красочны. Визуальные отголоски этих фантастических "пленэров" впоследствии можно будет найти во многих фильмах, как художественных, так и анимационных, — даже, например, в "Тайне третьей планеты".
Один человек из экспедиции, "которую нужно спасать", выжил, но почему-то не слишком горит желанием спасаться. Напротив, он настаивает, чтобы земляне ради собственной безопасности проваливали. Но спасатели — люди по сути военные. У них приказ. Они сажают корабль.
Профессор Морбиус, тот, который выжил, нехотя устраивает вполне пристойный прием. После трапезы подают кофе, и тут выясняется, что у Морбиуса есть взрослая дочь, зачатая уже на этой планете. Зовут ее Альтаира или, попросту, Элта. Мать погибла при загадочных обстоятельствах, так же как и остальные члены экипажа. Их разорвала в клочья неведомая сила.
С неведомой силой придется столкнуться и спасателям. Фильм бросает из мелодрамы (капитан корабля влюбляется в Элту) в фантастический боевик и даже хоррор. Люди столкнутся с наследием могущественной инопланетной расы, таинственным образом изничтоженной много тысяч лет назад. К слову, у сценаристов 50-х голова работала гораздо лучше, чем у нынешних (видимо, сказывалось недоедание), и монстров они выдумывали гораздо более интересных. Взять хотя бы Нечто. Или Муху. Или монстра из "Запретной планеты".
Кроме того, в фильме присутствует большой неуклюжий робот, почитающий три закона роботехники Азимова, обладающий огромной силой и умеющий синтезировать бухло из воздуха. Этот неуклюжий, нелепо выглядящий робот, честный слуга человека, станет настолько культовой фигурой, что про него снимут отдельный фильм, а игрушечные нелепые роботы самых разных размеров заполонят полки "детских миров". Можно сказать, что фильм задал "роботостандарт" детской индустрии, продержавшийся несколько десятков лет.
Ну, а сам фильм давно стал классикой Голливуда. Это настоящая "космическая опера". Романтика космических путешествий, где опашношти подстерегают отважных исследователей вселенной на каждом этапе пути. Например, хорошо известно, что именно "Запретная планета" вдохновляла создателей сериала "Звездный путь".
P.S. Лирического героя, капитана Адамиса, сыграл молодой Лесли Нильсен, будущая звезда комедий и пародий.
Космонавты держат оборону звездолета. Все как полагается: пушки и ручные бластеры.