В главных ролях: Мэрилин Бёрнс, Аллен Дэнзигер, Пол Партэйн. В ролях: Уильям Вэйл, Тери МакМинн, Эдвин Нил, Джим Сидоу, Гуннар Хансен, Джон Дуган.
Награды: МКФ фильмов ужасов и фантастики в Авориазе — приз кинокритиков..
Интересные факты о фильме:
Артистку, которую маньяк "подвесил" на крюк, на самом деле удерживал нейлоновый трос, пропущенный ей между ног и причинявший адскую боль.
В сцене ужина артистке, сыгравшей Салли, по-настоящему порезали пальцы, — в противном случае, всё выглядело бы ненатуралистично.
Фильм был забанен в Австралии и выпущен на видеокассетах только в начале 80-х.
Хупер говорит, что идея фильма зародилась у него, когда он стоял в очереди в строительном магазине.
В фильме снялась бензопила марки Poulan 306A.
Изначальное название фильма — "Зельц" (по сюжету, маньяки стали маньяками, работая на скотобойне).
Эдвин Нил, сыгравший маньяка-автостопщика, заявил, что съемки были еще более уебищными, чем его служба во Вьетнаме, и что если он еще когда-нибудь увидит Хупера, то убьет его.
Из-за мизерного бюджета у "Кожаного" была одна-единственная реквизитная рубашка на весь съемочный период. К окончанию съемок никто не хотел сидеть с Гуннаром Хансеном, сыгравшим "Кожаного", за одним столом, так как от него воняло.
Хотя в фильме говорится, что он основан на "реальных событиях", разумеется, это не так.
Гуннар Хансен набил себе массу шишек во время съемок, так как ему приходилось много бегать, а из-за маски обзор был сильно ограничен.
По словам Джона Ларогетта, начитавшего вступительный текст, его гонораром был косяк марихуаны.
Съемочная группа работала 7 дней в неделю про 16 часов в сутки — в самый разгар техасского лета.Версия для печати
В 1974 году на экраны вышла "Техасская резня бензопилой" Тоуба Хупера. Фильм, который некоторые источники называют Первым Слэшером в Истории Кино. Этот фильм, снятый за 80 тысяч долларов, собрал в прокате 30 миллионов. Феноменальный успех. Впрочем, кассовые сборы ни о чем не говорят (вспомним хотя бы мастерски отрекламированную и собравшую в прокате более 100 миллионов долларов поебень под названием "Паранормальная активность").
Но забудем о кассовых сборах. Забьем на историческую значимость. Фильм Хупера "Техасская резня бензопилой" хорош с художественной точки зрения. Я понимаю, что подобное утверждение звучит подозрительно и даже диковато, ибо трудно ожидать чего-либо от фильма в жанре слэшер. Но этот фильм сделан… нет, не виртуозно. Кажется, он сделан наобум. Но каждое решение, принятое на съемочной площадке, неожиданно попадает в точку. Абсолютно авторский фильм, который импонирует своей чудовищной, удушающей атмосферой и парадоксально холодным ритмическим рисунком, неожиданными монтажными решениями, от которых отдает металлическим цинизмом.
И в то же время это очень летний фильм. Иногда мне хочется сделать тематический номер на "Экранке"… или добавить в реестр новый сомнительный жанр под названием "летнее кино". Фильмы о лете... В этих фильмов должен чувствоваться сезон, предвкушаться смена сезона. Фильмы о лете невозможно снять, например, в Болливуде, где лето характеризуется лишь тропическими ливнями. Лето – это стремительная пора пышного расцвета и быстрого похолодания и увядания. Это концентрированное время жары и разложения, ужасной лени и томления.
Летнее томление, например, было отлично передано в фильме Р.Маллигана "Лето 1942-го". А в фильме Хупера блистательно показано разложение. Семейка провинциальных маньяков вырезает группу новоявленных соседей – девушки и ее брата-калеки, которые приехали на "деревню к дедушке" и привезли с собой друзей. Домик, где Салли и Франклин провели свои лучшие детские годы, становится для них летним склепом. Выцветшие, рваные обои с зебрами, пауки-домовики на стенах, — превосходные картины тлена. С экрана буквально несет застарелой дачной сыростью. Домик же, находящийся по соседству, неутомимо несёт гибель – ускоренное разложение (кстати говоря, декор этого домика отличается просто феноменальной изобретательностью). Ярким примером смертоносной неутомимости становится десятиминутная беготня за Салли упитанного маньяка с кожаной маской на физиономии и включенной бензопилой в руках.
В фильме охерительно показано одурение от жары. В общем-то, начало фильма, когда еще не начинается резня, сделано просто шедеврально. Безупречный ритм, отличные крупные планы, низкочастотный нойз вместо звукового сопровождения, иногда перебиваемый радио-хитами. Ленивым летним безумием охвачен весь Техас. А тут еще и астрологические прогнозы, на которые западает героиня. Лето – время звездопадов, самое время задуматься об одиночестве. Не своём одиночестве, — об одиночестве твоей планеты, существование которой может прекратиться в один момент – стараниями особо крупной падучей звезды. То, что Хупер ввел в фильм космос, – дополнительная звезда на фюзеляже.
Хупер снял "дачный фильм", который я всегда мечтал посмотреть. Он сравним с "Неоконченной пьесой для механического пианино". Остается лишь пособолезновать Хуперу, чья карьера сложилась просто чудовищно. Его прочие фильмы, не считая "Полтергейста", снятого Спилбергом, — совершенно бездарны. Карьера Хупера – самый видный пример того, как конвейерное коммерческое кинопроизводство может погубить значительный и довольно утонченный талант.
Прекрасный финал, ставший классическим, но оставшийся непревзойденным. Во-первых, злодеяния маньяков превращаются в публичное действо (при этом движения всех персонажей нелепы, жизненно неуклюжи). Во-вторых, героиня спасается. Она одновременно плачет и истерически смеется, глядя на смерть, остающуюся позади, в шлейфе дорожной пыли. В-третьих, макабрический танец смерти, исполняемый психопатом с включенной бензопилой в дрожащих от усталости руках. Жирный дальнобойщик уебал маньяку по лбу разводным ключом, маньяк упал и уронил себе на ногу включенную бензопилу. Его заносит, он кружится в вихре боли... И тут же — финальные титры, своей внезапностью похожие на резкое пробуждение после полуденного бреда, кошмара, приснившегося во время сиесты.