В главных ролях: Карл Шейдт. В ролях: Эльга Сорбас, Ян Джордж, Райнер Вернер Фассбиндер, Маргарет фон Тротта, Катрин Шааке, Эва Ингеборг Шольц, Курт Рааб, Ули Ломмель, Харк Бом и др..
После поражения во Второй Мировой войне Германия утратила не только политическую, но во многом и культурную самостоятельность. Восточная Германия попала под могучий пресс Советского Союза, а Западная в окончательном виде оформилась только в 1957-м году, когда к ней присоединился Саар. Основная же часть ФРГ стала отдельным государством в 1949-м году, когда сначала объединились Английская и Американская оккупационные зоны (породив страну со смешным названием Бизония), а потом к ним присоединилась Французская, породив Тризонию, каковая Тризония и породила ФРГ.
Таким образом, по крайней мере до 1949-го г. немцы жили как будто в чужой стране, управляемой пришлыми администраторами. Немецкая культура, хоть немного напоминавшая нацистскую (то есть почти вся) беспощадно вымарывалась, причем не только англичанами и американцами, но и самими немцами (согласно плану денацификации), испытывавшими немалые комплексы относительно своей Великой Вини.
Наиболее мощной оккупационной зоной была американская. Она включала в себя Баварию, Гессен, Бремен, Бремерхафен и Вюртемберг-Баден (смешно, что Вюртемберг-Баден, объединившись позднее с двумя бывшими французскими колониями, поменял название на Баден-Вюртемберг). Второй по влиятельности — британская. Так получилось, что основным языком влияния в Германии стал английский, а основной культурой влияния — американская. Америка вообще очень сильно после войны повлияла на Западную Европу (в первую очередь благодаря плану Маршалла), а на ФРГ — так и особенно.
В ФРГ почти не было своей кинопродукции, кинотеатры были завалены американским дерьмом, новые мастера по понятным причинам почти не народились, а старые скатились в маразм (см. например, рецензию на "Бенгальского тигра" Фрица Ланга на экранке). Годом рождения нового немецкого кино принято считать 1962-й, когда был обнародован т.н. Оберхаузенский манифест (подробнее о ситуации в немецком кино можно прочесть здесь). Однако немецкое кино, конечно, не расцвело сразу после этого пышным цветом, и очень многие фильмы вплоть до 1970-х гг. оставались под большим влиянием американского кинематографа. К тому времени как раз подросли дети, родившиеся во время войны — Херцог, Ханеке, Фассбиндер, Вендерс (все, кроме последнего — баварцы, кстати). В детстве и юности они слушали американскую музыку и смотрели американские фильмы, и это не могло не сказаться на их творчестве, хотя бы сначала. У некоторых, как у Вендерса, это осталось на всю жизнь.
Фильм "Американский солдат" не только связан с Америкой названием, но и стилистически копирует американские нуары. Копия, конечно, не полная, поскольку Фассбиндер как большой художник привносит что-то свое, но достаточная для определения жанра. Фильм мог бы рассматриваться как канонический нуар сороковых-пятидесятых, но почему-то чувствуется, что снят он не в Америке. Снят он в семидесятом году, но кажется, что раньше.
Актеры играют довольно театрально, не жизненно, как, впрочем, и полагается в фильмах категории Б. Чувствуется, что для них произносить фразы — полноценная работа, такая же, например, как двигать стул. То есть они не говорят между делом, будучи сосредоточены на чем-то другом. Это было бы странно — словно между делом двигать стул, во время чтения газеты Альгемайнер Цайтунг, например.
При этом — потрясающая атмосфера. Отличный подбор актеров, характерные лица. Пустые улицы, освещенные телефонные будки. Раскрыта тема сисек. Все главные персонажы носят шляпи. Самый главный персонаж, который, собственно, и есть Американский солдат, — он настолько американский, что шляпа как будто прибита к голове, он не снимает ее ни днем, ни ночью, даже когда спит. Помимо прочего, он все время в белом костюме и посасывает из бутылки виски Ballantine’s.
Есть и фирменная фишка немецкого кино новой волны — когда посредине фильма какой-нибудь неглавный персонаж (чаще всего женщина) начинает говорить что-нибудь, не связанное с сюжетом фильма. Эта женщина как бы призвана олицетворить собой Трагичность, которой здесь, в принципе, хватает и без нее. Но судьба этой женщины особенно Трагична.
Чуть не забыл сказать про музыку. Очень хороший саундтрек сочинения Фассбиндера и Пеера Рабена, состоящий из одной мелодии, а в конце превращающийся в одну песню. Что характерно в свете вышесказанного, на английском языке.
Американский киллер бездушен, он чистая схема, в отличие от фильма, в котором это трудноопределяемая субстанция (душа) есть, благодаря чему и финал-то очень трогательный, типа как в "Подземке" у Бессона.