Режиссер:
Джонатан Демме. Сценарий: Тед Тэлли (по одноименному роману Томаса Харриса), Оператор: Так Фудзимото, Композитор: Говард Шор.
В главных ролях: Энтони Хопкинс, Джоди Фостер. В ролях: Скотт Гленн, Энтони Хилд, Тед Левайн, Фрэнки Фэйзон, Кейси Леммонс.
Награды: 5 "Оскаров" — лучший фильм, режиссер, актер, актриса, адаптированный сценарий. BAFTA — лучшие актер, актриса. "Золотой глобус" — лучшая актриса. МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" — лучший режиссер. Академия НФ, фэнтези и хорроров — лучший хоррор, сценарий, актер, грим. КФ фантастики в Амстердаме — лучший фильм.
"Молчание ягнят" — идеальный коммерческий фильм. Джонатан Демме хороший мастер (вспомним хотя бы его фильм "Нечто дикое"), но слишком неформатный. В общем, оригинал. Но, работая над "Молчанием ягнят", он перестал оригинальничать и снял коммерческий киновариант "Твин Пикса", — так, как если бы Дэвид Линч был коммерсантом и если бы коммерсантом был он, Джонатан Демме. Фильм имел огромнейший успех – и кассовый и, так сказать, "художественный": получил 5 премий "Оскар" и большой букет других призов.
Я уже предчувствую саркастические ухмылки товарищей по Экранке, которые знают, что я обожаю "Твин Пикс" и потому люблю сравнивать – когда смеху ради, а когда и всурьез – с "Твин Пиксом" фильмы, в которых таинственные истории происходят в маленьких провинциальных американских городках.
Но, клянусь, "Молчание ягнят" — это коммерческая (попсовая) аватара "Твин Пикса".
Это история о том, как молодой агент ФБР Кларисса Старлинг (родом из провинции) пытается поймать маньяка, который убивает молодых упитанных девушек. Она обращается за помощью к "гению зла" — каннибалу Лектеру. Роман психологичен: автор, Томас Харрис (кстати, это не первый его роман о "каннибале Лектере", первым был "Красный дракон"), в конечном итоге объясняет причины, заставляющие героиню "выслуживаться" – ловить маньяка. Ее гложет чувство вины, которое выражается в плаче ягнят. Она слышит его постоянно.
Фильм Джонатана Демме многие считают мистическим. Он действительно гораздо более мистичен, чем "Красный дракон" в постановке Манна (1986), и он гораздо более мистичен, чем сиквелы "Молчания ягнят": "Ганнибал" Ридли Скотта, "Красный дракон" (римейк) и эта хуйня под названием "Ганнибал: возрождение". Однако, если вы читали роман "Молчание ягнят", то вы знаете, что в этом увлекательном романе нет никакой мистики. Это прекрасный триллер, – но и всё.
В "мистичности", поданной под соусом психологического триллера, как раз заключается фича. Провинция оказывается едва ли не главным действующим лицом. Агенты ФБР отправляются в глубинку, покрытую снегом, тусклую, убогую. И так же, как в фильме Линча, за фасадами стандартных домишек таится зло. Скучные провинциалы на деле оказываются "довольно интересными" людьми. Мистики как таковой в фильме нет, но она обыгрывается, фильм просто-таки пропитан таинственностью.
Провинция – это кошмар, утверждает Линч, и именно это подтверждает Демме.
Каннибал Лектер — типичный "гений зла". Развитый интеллект, отличная память и выдающиеся аналитические способности позволяют ему перемещаться "по свету", тогда как его тело находится в заточении в подвалах сумасшедшего дома. Он словно бесплотный дух. Вспомним, что отрицательным героем "Твин Пикса" является злой дух Боб, умеющий вселяться в людей. В фильме Демме тоже очень много метаморфоз. Все три героя фильма (Кларисса, Лектер и маньяк) стремятся к свободе, и в конце концов переходят в "иное состояние". Маньяк, это сельское чудовище, чуть ли не в буквальном смысле превращается из гусеницы в бабочку, ягнята Клариссы, наконец, замолкают, а Лектер сбегает из темницы. Причем для того, чтобы бежать из клетки, ему приходится "превратиться" в полицейского — перейти из своего тела в чужое. Он это делает довольно оригинальным способом, в котором нет ничего фантастического: он натягивает на свое лицо вырезанное лицо охранника.
Что еще интересно, так это то, что Кларисса в каком-то смысле оказывается одержима злом — так же, как агент Купер в финале "Твин Пикса". За несколько сеансов психоанализа, проведенного Лектером над Клариссой, она избавляется от наваждения. Но для того, чтобы лечение возымело действие, пациенту приходится полностью довериться лечащему доктору. Именно это Кларисса и делает — открывает злу, материальным воплощением которого является Лектер, свою душу.
Фильм дико популярен. Причина популярности фильма видится мне в тайном, подсознательном стремлении человека быть одержимым злом. Впрочем, инсайдеры мне подсказывают, что человек изначально одержим злом и поэтому постоянно хочет вернуться к своему естеству.