"Перси Джексона" снял Крис Коламбус. Видный ремесленник, чьи портретные очертания можно иногда заметить проступающими на лике Статуи Свободы, которая красуется на заставке "Columbia pictures". Шутка.
Крис Коламбус начинал как сценарист, при этом неизменно ориентировался на самый коммерчески выгодный жанр — так называемое "семейное кино".
Еще будучи отроком, в видеосалоне я посмотрел "Гремлинов" (1984), снятых Джо Данте по сценарию Коламбуса, и они потрясли меня своим макабрическим, но при этом новогодним духом.
В 1990-м Крис Коламбус снял хит "Один дома" по сценарию Джона Хьюза, который в то время был главным яппи-режиссером-комедиантом. Потом Крис Коламбус отличился самостоятельно, сняв "Миссис Даутфайр", которая побывала у нас, в России, в широком прокате и порадовала детишек и их родителей. И "Мачеху" он снял, а потом первые две части "Гарри Поттера" (третью Коламбус продюсировал. Впрочем, первые две он продюсировал тоже).
В общем, Коламбус знает толк в семейном кино. И ему пришла в голову идея запустить альтернативный вариант "Гарри Поттера".
"Перси Джексон" отличается от "Гарри Поттера" по нескольким параметрам.
Он эксплуатирует древнегреческую мифологию (в "поттериане" перерабатывалась не только древнегреческая, но и кельтская мифология), но делает это гораздо более буквально. То есть, фильм берет на себя в некотором роде просветительские функции.
Главное же заключается вот в чем: "Перси Джексон" оказывается исключительно постмодернистским фильмом. Режиссер дистанцируется от событий, смущает зрителей своими бесконечными приколами, превращает приключенческое действие в буффонаду.
Что касается сходства между "Перси Джексоном" и "Гарри Поттером", то оба фильма базируются на привлекательной для юного зрителя возможности идентификации с героем: заурядный подросток, у которого к тому же трудная жизнь (мелодраматическая диккенсовская тема), оказывается сверхчеловеком. И это в плюс к тому, что, оказывается, наш мир не так убог и одномерен, как может показаться на первый взгляд (тема, разработанная во множестве кинофильмов и литпроизведениях для детей, — взять хотя бы "Бесконечную историю"). Итак, подросток становится более важной для сюжета фигурой, чем его родители. Перси Джексон, оказавшийся сыном Посейдона и земной женщины, должен вызволить мать из Аида.
Привлекательность (и, видимо, в какой-то мере непривлекательность) фильма заключается в том, что большая часть актуального действия происходит в реальном мире. Коламбус не столько создает "новую вселенную", как он это делал в "Гарри Поттере" (там, к слову, мирок был не ахти, суженный до 1000 соток, "Академия пана Кляксы" какая-то, — и только в последней серии мир начал территориально разрастаться), сколько наделяет фантастическими чертами повседневность.
Коламбус развивает тему параллельного, сказочного мира, который плотно сплетен с реальным миром, — это необходимо, чтобы работали гэги. Высокопоставленные политики оказываются героями (полубогами), а чисто бойскаутский летний лагерь превращается в место, где полукровки – дети американцев и древнегреческих богов – учатся играть в "Зарницу" под руководством кентавра Хирона в исполнении Пирса Броснана. Сказочная, привлекательная, вымышленная Эллада, где боги спускаются на землю и ухаживают за привлекательными женщинами, где герои совершают подвиги и уничтожают монстров, за две тысячи лет сместилась в другое полушарие. Видимо, сказочные континенты дрейфуют быстрее обычных.
В этом фильме, фильме с бюджетом в 100 миллионов долларов, как-то довольно отчетливо прослеживается, что Коламбуса достало быть правильным. Но в то же время хочется заработать денег. Получился довольно рискованный блокбастер, в котором негр становится слугой белого человека (к тому же он сатир, то бишь козел, и это подчеркивается чуть ли не в каждой сцене). Персефону Коламбус превращает в красивую мулатку (ее играет Розарио Доусон), похотливую суку. В божественный "сенат" на горе Олимп он вводит негра, который сидит, тупо опустив очи долу, и даже не мычит. Словом, нарушения правил на каждом шагу.
У фильма слащавый и чрезмерно затянутый финал, который и вовсе выглядит пародией на "Властелина колец", если не прямым рукопожатием трэшу. С экрана льется такое количество патоки, словно Коламбус взорвал кондитерскую фабрику.
"Перси Джексона" абсолютно невозможно воспринимать серьезно, но тем он и хорош.