Режиссер:
Кристофер Нолан. В главных ролях: Кэрри-Энн Мосс, Гай Пирс, Джо Пантолиано. В ролях: Марк Бун мл., Русс Фега, Джория Фокс, Стивен Тоболовски, Гэриет Сенсон Харрис, Томас Леннон, Каллум Кит Ренни, Кимберли Кемпбелл, Мэриэн Мюллерлейл, Ларри Холден.
Награды: 2000 — лучший сценарий — (Американский киноинститут (AFI), Bram Stoker Awards, London Critics Circle Film Awards, Boston Society of Film Critics Awards, Broadcast Film Critics Association Awards, Chicago Film Critics Association Awards, Florida Film Critics Circle Awards, Independent Spirit Awards, Los Angeles Film Critics Association Awards, Sitges — Catalonian International Film Festival, Southeastern Film Critics Association Awards, Toronto Film Critics Association Awards),
2000 — лучший сюжет — "Мементо" (Sundance Film Festival),
2000 — лучший режиссер — (Independent Spirit Awards),
2000 — премия Рассела Смита — (Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards),
2000 — премия CinеLive Award, премия критиков и специальный приз жюри — (Deauville Film Festival),
2000 — лучший фильм — (Edgar Allan Poe Awards, Toronto Film Critics Association Awards),
2001 — лучший актёр — (San Diego Film Critics Society Awards),
2002 — лучший монтаж — (Phoenix Film Critics Society Awards)
2002 — премии за лучший дебют, фильм и сценарий — (Online Film Critics Society Awards)
2002 — лучший молодой режиссер (MTV Movie Awards),
2002 — лучший актёр, лучший монтаж, лучший сценарий, лучший фильм — "Сьерра" (Las Vegas Film Critics Society Awards).
Интересные факты о фильме:
Сценарий Кристофера Нолана основан на рассказе "Memento Mori", который написал его брат Джонатан. Однако "Помни" считается оригинальной постановкой, а не адаптацией, потому что рассказ был опубликован после релиза фильма.
Фильм снимался в Южной Калифорнии в течение 25 дней.
Название болезни, которой страдает Леонард — антероградная амнезия. Это — неспособность вспомнить новую информацию, усвоенную человеком после повреждения гиппокампа. Чаще всего подобное расстройство наблюдалось в 50е годы 20го века, когда эпилепсию пытались лечить, удаляя участки мозга, содержащие очаги возбуждения. В качестве побочного эффекта возникали точно такие же проблемы с памятью.
Номер телефона Тедди 555-01-34, такой же, как и у Марлы Зингер из фильма Дэвида Финчера "Бойцовский клуб".
Изначально планировалось, что роль Леонарда исполнит Алек Болдуин, а с финальными титрами будет звучать песня "Radiohead" "Paranoid Android". Но Кристофер Нолан решил, что обе идеи слишком дороги для его низкобюджетного фильма.
Стивен Тоболовски позже сыграл еще одного персонажа, страдающего амнезией в эпизоде фильма "Одинокие бандиты".
Салон, в котором главному герою наносили на тело татуировки, назван "Эмма Томас". Это жена Кристофера Нолана, и один из продюсеров картины.
Среди вещей жены Леонарда, которые были разложены по номеру мотеля, можно заметить часы. Они были украдены героем Биллом в предыдущем фильме Нолана "Преследование" (1998).
В конце фильма, где Леонард дерётся с Джимми, Ларри Холден попросил Гая Пирса бить по-настоящему. Бывший чемпион штата по бодибилдингу среди юниоров Гай Пирс не стал спорить, и здорово отделал Холдена.
В начальной реверсивной сцене гильза катится не из-за падения, а из-за того, что Кристофер Нолан дует на неё, поскольку снять крупный план падения гильзы на пол при статической камере оказалось слишком сложно. Для того, чтобы получить качественную картинку, создатели фильма не стали просто снимать сцену, а затем пускать её реверсивно. Они умудрились снять сцену, подавая плёнку в камеру с противоположной стороны, и при нормальном проигрывании сцена стала реверсивной. Но дубль с гильзой, имитирующий реверс, должен был быть снят нормально, и поскольку его тоже нечаянно сняли обратно идущей плёнкой, то при монтаже его пришлось пускать реверсом. Таким образом, качение гильзы — это симуляция реверсивного дубля, снятого реверсом, и затем реверсированного при монтаже, чтобы достить изначально предполагавшегося эффекта. Можно спорить, что второго такого дубля в истории кино не было!
Кстати, звук в этой сцене не пускался реверсом: это записанные обычным способом звуковые эффекты, смонтированные для соответствия картинке.
На Limited Edition DVD (как и на стандартной версии, вышедшей во втором регионе), есть опция, позволяющая посмотреть все эпизоды фильма в событийно-хронологическом порядке. Первая сцена стандартной версии картины при использовании данной опции подана нормально — а не в реверсе, как в стандартной версии. В то же время, эта версия фильма записана на втором диске, и добраться до неё довольно сложно — пользователь должен ответить на несколько тестовых вопросов, и разгадать загадку, и опции перемотки в любую сторону, и выбора главы на ней отсутствуют.Версия для печати
Фильмом "Memento" смело можно было бы начинать рубрику "Неоценённое". Не смотря на 25 миллионов, которые картина собрала в американском прокате, и почти 15 миллионов — в остальном мире (что в 8 раз перекрывает 5-миллионный бюджет, большая часть которого ушла на гонорары Гаю Пирсу, и только что вынырнувшими из Матрицы Кери-Энн Мосс и Джо Пантолиано), о реальном коммерческом потенциале картины сегодня можно только догадываться. Просмотрели (в смысле, смотрели-смотрели, да не увидели) этот фильм и критики, в основном сосредоточась на размышлении об антероградной амнезии, а не на злоключениях Леонарда Шелби. Отборочные комиссии всевозможных фестивалей и конкурсов, в основной своей массе, фильм также проигнорировали — даже "Оксар" за лучший сценарий ушёл загадочному "Госфорд-парку" (честности для, правда, стоит заметить, что картина получила бездну призов от никому неизвестных обществ кинокритиков, и мелких фестивалей, вроде Кинофестиваля в Торонто). Короче говоря, приходится признать факт: Америка просто не заметила самой умной из картин, снятых в любимом женре Америки — жанре психологического триллера. Что ж, тем хуже для неё.
Сюжетная канва "Memento" стандартна настолько, насколько вообще стандартны "психиатрические" фильмы: главный герой, страдающий редким психическим заболеванием, должен решить чрезвычайно сложную задачу (в данном случае — найти убийцу своей жены), сражаясь не только и не только с противником, сколько с самим собой. В действительности "Психиатрический триллер" — едва ли не самый многообещающий жанр на фоне откровенного истощения сценарной мысли к началу двадцать первого века. Всё, что надо для создания качественной истории — это правильно выбрать болезнь, и правильно подать историю с точки зрения монтажа. Обе эти задачи реализованы Ноланом на пять с плюсом. Заболевание, которое мы наблюдаем у главного героя — это крайне редкая форма расстройства памяти, при которой человек прекрасно помнит всё, что случилось до травмы, но не способен запомнить ничего нового, и хранит информацию только в кратковременной памяти — в зависимости от степени повреждения темпоральных зон и гиппокампа от минуты до получаса. Это приводит к тому, что больной превращается, как сказано в рассказе Нолана-младшего, "в десятиминутного человека", прошлое которого навеки застывает, будучи замороженным на отметке травмы, а настоящее является просто вырванным эпизодом, без привязки к прошлому и каким-то намёкам на будущее. Хотя "Memento" был не первым фильмом, персонаж которого страдал этим расстройством (в "Великом диктаторе" Чаплина антероградная амнезия была у парикмахера), именно здесь был раскрыт весь потенциал идеи. Форма же, выбранная Ноланом, моментально стала классикой, не успела картина выйти на экраны. Фильм подан в виде десятиминутных отрезков — тех самых, в рамках которых герой ещё способен что-то помнить — отматывая историю назад, от финала к началу, и главной интригой фильма становится не традиционное "чем же всё кончится!?", а реверсивное "с чего же всё началось?". В собственном смысле слова, опять-таки не "Memento" был первым произведением искусства, эпизоды которого идут от последнего к первому (пьеса Джорджа Кауфмана и Мосс Харт "Весело мы крутимся", считающаяся первой, была написана ещё в 1934ом году), но именно Нолан сделал этот приём полноценной киноформой. Естественно, такие идеи не могли долго пылиться на полке: в течении только ближайших нескольких лет "В поисках Немо", "50 первых поцелуев" и французский фильм, название которого я забыл (да и бог с ним, всё равно ерунда) изобразили нам антероградную амнезию, а "Мятная конфета", "Необратимость" и "Вечное сияние чистого разума" — реверсивную фабулу. Ко всему прочему, на "Memento" был снят сирийский римейк "Гаджини" (не видел, так что комментировать не буду — хотя смешна уже сама идея). И всё-таки, не выбор болезни, и не монтаж определяют "Memento". То, что осталось незамеченным и неоценённым, что все увидели, но мало кто заметил — это вопрос О ЧЁМ же на самом деле картина?
Memento — это фильм о выживании. Мир, окружающий Ленни, предъявляющий жёсткие требования к человеку, которому нужен постоянный уход и забота, вынуждая доверять только себе: изобретать сложнейшую систему адаптации с фотографиями, записками самому себе и татуировками, узнавать собственный подчерк, перепроверять каждое слово тех, кто находится рядом.
Memento — это фильм об инстинкте. Поставленный в условия, когда ни одно из происходящих событий не фиксируется в памяти, когда ты не знаешь, кто друг, а кто враг, ты должен учиться реагировать мгновенно на звуки, слова, лица и события, окружающие тебя. Человек, направивший на тебя пистолет — враг, человек, просящий что-то записать в твоих бумагах — лжец. Не думай, действуй, верь своему чутью — только так ты сумеешь довести своё дело до конца.
Memento — это фильм-математическая задача. Кусочки, всё время распадающиеся на отдельные записки, татуировки, фразы, взгляды и выстрелы, которые главный герой пытается сложить в одну картинку, чтобы найти ответ на вопрос, который мучает его — пытается с упорством психически больного человека, пренебрегая при этом всем: имуществом, здоровьем, риском для жизни, и в конце концов жизнями других людей.
Наконец, Memento — это фильм о смысле жизни. Леонард Шелби, потерявший способность запоминать, что с ним происходит, и ищущий убийцу своей жены, всё равно не сможет запомнить, что он уже нашёл его. Сколько людей он убил, заставляя молиться в последнюю минуту? И зачем он продолжает искать этого убийцу, если уже понятно, что он не найдёт успокоения? Ответ на этот вопрос Нолан вкладывает в уста одного из персонажей: может быть всем нам нужна какая-то цель. И не важно, насколько она велика, и насколько ценна — важно, чтобы она была, заставляя с утра вылезать из постели, и хоть что-нибудь делать. И быть может, дело не в жене, не в убийстве, и не в эфемерной мести — а в том, что выбирая между судьбой калеки, сидящего в кресле в психиатрической лечебнице и пускающего слюни в ночную рубашку, и ролью мстителя, рассекающего по Южной Калифорнии на "Ягуаре", каждый бы выбрал второе. И даже если это самообман — это самообман, который того стОит.
Моё чутьё меня не обмануло — создать такую историю за один присест — читай "одной головой" — едва ли возможно. Кристофер Нолан написал сценарий по рассказу своего брата — Джонатана. Именно Джонатану принадлежит идея поиска убийцы своей жены человеком, страдающим антероградной амнезией, записки самому себе и татуировки, и также "сегментарное" построение фабулы. На долю Нолана-старшего, таким образом, пришлось всё остальное. Что ж, результат впечатляет. Неожиданная игра Гая Пирса, стремительно превратившегося из культуристского куска мяса в новую надежду Голливуда, играющую в самых неординарных кино-проектах (Секреты Лос-Анджелеса, Людоед, Пока нас не разбудят голоса живых, Предложение), прекрасно выдержанная эстетика — на грани фильмов класса "Б" и нуара, с игрой света и тени, и переходом картинки из цвета к чёрно-белому изображнию, и умелая режиссура — вот то, что запоминается помимо сценарной работы.
Осталось только посоветовать зрителю — даже самому наблюдательному — если ему понравился фильм, пересмотреть его как минимум дважды. In my humble opinion, за один просмотр человеческий мозг физически не способен уловить все детали сценарной головоломки. Если же вы уверены, что именно ваш мозг — тот уникальный клубок нейронов, что улавливает ультразвук, читает мислі на відстані, может перегризти любе залізо і поцарапати любу каменюку, то проверьте тремя строчками ниже, обратили ли вы внимание на некоторые существенные детали.
На правах спойлера:
1. В дубле, где рассказывается о несчастной судьбе Сэмми, там, где он сидит в сумасшедшем доме в кресле, и крутит головой по сторонам, после того, как между ним и камерой проходит последний человек, в кресле вместо Сэмми сидит Ленни.
2. Вещи, которые изображались во флеш-бэках, как вещи жены Ленни — это не те вещи, которые он просит разложить проститутку.
3. В конце фильма, когда Ленни закрывает глаза, и вспоминает, как они лежали в постели с женой, на его груди уже есть татуировки.