Общество мертвых поэтов / Dead poets society (1989)
Средняя оценка:
1989. США. 128 минут.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Питер Уир. Сценарий — Том Шульман, оператор — Джон Сил, композитор — Морис Жар, Георг Фридрих Гендель и др.
В главных ролях: Робин Уильямс, Итан Хоук, Роберт Шон Леонард. В ролях: Джош Чарльз, Гэйл Хансен, Дилан Хассман, Аллелон Руджеро, Джеймс Уотерстон, Норман Ллойд и др.
Награды: Киноакадемия США — Оскар за лучший сценарий. Британская киноакадемия (BAFTA Awards) — лучший фильм, лучшая музыка (Морис Жар) César Awards — Сезар за лучший иностранный фильм. Международный кинофестиваль в Варшаве — лучший зарубежный фильм. David di Donatello Awards — лучший зарубежный фильм.
а также: - награда Golden Screen (Германия), - приз за лучший фильм от Ассоциации артхаусных кинотеатров Германии, - приз за лучший подбор актеров от Casting Society of America, - приз от Общества политических фильмов Америки и др..
Интересные факты о фильме:
- изначально предполагалось, что профессор Китинг будет умирать от лейкемии, но Уир решил сконцентрироваться на самих учениках. Слава Аллаху!
- на роль Китинга пробовался Лайам Нисон, но роль отошла к Робину Уильямсу.
- сам Уир обучался в частной школе для мальчиков в Сиднее. Жесткая дисциплина, униформа и давление сверху перекочевали оттуда в фильм.
Мор:
"Общество мертвых поэтов": попробовать мед поэзии
Необходимо дерзнуть мечтать, даже если это приведет к краху. Множество людей, у которых еще осталось в груди немного пламени, ищут того, кто покажет, на каких баррикадах можно поставить свой флаг. Вот о том и фильм — о поиске правильного учителя, способного проникнуть в те мысли, что не были высказаны, а — следовательно — попытки освободиться от груза обыденно давящих мнений. Поиск не учителя, но Учителя, который не расскажет и не объяснит, а откроет путь к просветлению, к другим измерениям в обыкновенном мире, изменив точку зрения. Все, что нужно, чтобы не буксовать на пути в гору, — это суметь увидеть себя чуть иначе, а именно это и дает Китинг своим ученикам, возвращая обучению романтизм, очарование, интригу. Причем Уир не концентрируется на фигуре учителя, а выводит его лишь как катализатор, прослеживая процессы, запущенные Китингом в студентах. Режиссер далек от веры в то, что мечтатели и бескомпромиссные творцы легко изменят мир. Но ведь даже если Икар упал вниз, он все-таки летел; даже на земле нельзя забыть ощущение полета, а это чувство юноши успели испытать, каким бы разочаровывающим ни казался затем мир. Оно просто того стоило.
Удивительное дело — Робин Уильямс пришелся к месту. Морщинки около глаз грустного клоуна явились следами былой жизни, скрывающими доброту и печальную иронию отшельника. Ни до, ни после я не видела его в не раздражающем меня амплуа. "Общество мертвых поэтов" хорошо тем, что оно позволяет глубоко вдохнуть жажду изменений, желание запертых в колледже юношей освободиться от родителей и обязательств, исследовать новый, доселе неизвестный мир. Фильм и приятно наивен, и мечтателен, и откровенен. Существуют поражения, которые легко приравнять к победе, — и именно такое поражение от суровых столпов воспитания терпит Китинг, заронивший ростки свободного мышления и поэтического чутья в своих учеников. Причем поэзия здесь служит просто проводником электричества: не грех попробовать, как не грех попробовать себя и в чем-то еще помимо навязанного другими предназначения. Не зря Один украл именно сладость слова, мед поэзии, чтобы передать его людям, — стоит представить себя в ином значении, в другом окружении, со свечой в пещере, где существуют лишь книги и дерзкие мысли, как то, что окружает, перестает казаться таким незыблемым. Правда, не напрасно именно боги владели словесным мастерством, — далеко не каждый способен справиться с этой эйфорией, чтобы она не разрушила его жизнь.
Вопрос, собственно, только один — да,да,да — что случилось с остальными? Печальный исход для смельчака, глупого бунтаря и романтика, держащего в руках венок, сломали, скрутили и извратили смысл изменения. Один штурмовал крепость до конца, призвав несшабашные и бестолковые войска внутреннего хулигана, другой решил сбежать, чтобы не поддаваться. Может быть, война с учителями и родителями не покажется кому-то драматичной, но это как раз та битва, в которой узнаешь, кто ты такой. Юношеская, с небольшим налетом ностальгии красота фильма вызывает ощущение увлечься, отдаться, остаться во власти мечты, хотя на дне души кроется уверенность в том, что "нас не догонят" обернется тюремной решеткой. Смогут ли остальные легко забыть мистера Китинга и Новое Чудо? Кто знает, память так изменчива. Но я все же думаю, что лучше глупо погибнуть во власти поэтического вдохновения, чем прожить всю жизнь, посещая работу. А Уир? Уир снял кино, которое можно было бы критиковать, если оно не отодвигало это желание, пробуждая детское и открытое, чего во мне в избытке.