Постапокалиптический фильм про афроамериканца, который тридцать лет не может добраться до тихоокеанского побережья США, зато за время странствий успевает выучить наизусть Ветхий и Новый завет. Его ведет Глас Божий. Илая (так зовут героя) является владельцем единственного уцелевшего экземпляра Библии.
Фильм посвящен последним этапам пути, когда Илая оказывается на Диком Западе, в городке, где заправляет Карнеги (Гари Олдман). Библия нужна Карнеги для того, чтобы, подарив людям надежду, прибрать к рукам власть над ними. Довольно убедительная иллюстрация двусмысленности религии, ее универсальной мягкой податливости: для кого-то она может служить средством обретения смысла жизни, для кого-то – инструментом по приобретению большей власти. Илай бескорыстен, Карнеги – пытается барыжить "опиумом для народа" (Карнеги Олдмана – психолог, который точно знает, что нужно человеческой душе, — какая говорящая фамилия!). Но ни дурные, ни благочестивые намерения нисколько не умаляют ценности книги.
Фильм братьев Хьюз – один большой пиар Суперкниги под названием Библия (был такой детский мультсериал под названием "Суперкнига"). В мире братьев Хьюз остался только один экземпляр Библии, поэтому за него разгорается серьезная борьба. И мне вот интересно, сколько юных зрителей, вернувшись домой, полезло на книжную полку за великой мудростью, а потом, ничерта не поняв и смутившись слогом, вернуло обратно, причем поставив – чтоб никто не спер, книгу возле стеночки, закрыв рядом менее ценных книг?
Братья Хьюз демонстрируют достойную похвалы набожность, но режиссеры они довольно посредственные. В фильме отсутствует экшн, хотя присутствуют драки и стрельба. Начало фильма, когда Илай в противогазе и с луком охотится на полысевшего от радиоактивных дождей шакала (или еще какую чупакабру) и вовсе напоминает какого-нибудь "Посетителя музея" Лопушанского. Довольно атмосферно, но ведь братья Хьюз снимали боевик, точнее, пост-апокалиптический вестерн, и одной атмосферы недостаточно. Да что уж там говорить, фильм попросту скучно смотреть! Он такой же медленный, вялый по ритму, как и путь Илаи до западного побережья.
Интерес вызывает бюджет фильма – 80 миллионов долларов. Может возникнуть вопрос: с чего бы? Визуально фильм немногим богаче, скажем, пост-апокалиптической "Дороги" Хиллкоута. Да, в "Книге Илаи" в главной роли снялся Дэнзел Вашингтон, Чернобог Голливуда, чьи гонорары еще в далеких 90-х составляли по 20 миллионов за роль. Но дальше-то что? А дело в том, что "Книга Илая" предназначена для показа в кинозалах, оборудованных специальными креслами D-Box MFX. Технология D-Box добавляет к картинке и звуку кинематику. Покадрово создается сценарий, который в соответствующие моменты заставляет кресла дергаться и трепетать, а зрителя, соответственно, колбаситься и подпрыгивать, дрожать мелкой дрожью и так далее, в общем, заставляет его почувствовать себя в шкуре Илая. Скоро, думаю, дело дойдет до того, что в зрителя будут вонзаться серебряные пули и арбалетные болты, взрывы на экране будут наносить ему осколочные ранения, — словом, всё, как в известном (и, видимо, пророческом) рассказе Себастьяна Жапризо. Впрочем, до нас, российских зрителей, новая технология когда еще доберется…
Самые приятные фильмы – это те, которые все посмотрели и обосрали, а тебе – бац! – и понравилось.“Книга Илая” — из их числа. Первый серебряный гривенник в копилку хороших фильмов 2010 года.
Обычно все претензии к этой ленте сводятся к двум вещам – “мало экшена” и “ха-ха! это кино про Библию”. Первая претензия не выдерживает никакой критики: пост-апокалиптик без экшена – это нормально; каждому второму нравится “Последний берег", на котором обычно засыпают даже самые стойкие. Ну а Библия…
Это кино не про Библию. На ее месте мог быть”Хоббит”, “Обитаемый остров” или “Книга о вкусной и здоровой пище”. Библию выбрали лишь по той причине, что это единственная книга, упоминание которой в подобном сюжете не выглядело бы смешным. Христианской пропаганды в фильме – ноль с минусом.
“Книга Илая” – это фильм не про Книгу, а про Илая. Про того, кто взвалил на себя бремя Знания.
Почти идеальная притча про гуманитарные знания.
Типичная ситуация – когда со смертью одного ученого-исследователя останавливается развитие целых направлений науки. Не потому, что человек был гений (гении – это обычно из точных наук), а потому что он был один. И не просто один, а тридцать лет один. Тридцать лет человек тянул лямку, собирал информацию, игнорировал общественное мнение и отказывался от личной жизни, запирая Милу Кунс в подземной пещере.
И только ради того, чтобы тридцать лет спустя плоды его изысканий были изданы в виде никому (вроде бы) не нужной книги тиражом в 100 экземпляров.