В главных ролях: Рикардо Дарин, Долорес Фонци. В ролях: Пабло Седрон, Ноэль Перес Баскаярт, Хорхе Д'Элия, Алехандро Авада, Мануэль Родал и др.
Награды: кинофестиваль в Гаване — лучший фильм (ФИПРЕССИ)(2005) награды аргентинской ассоциации кинокритиков — лучший актер, лучшая операторская работа, лучший режиссер, лучший фильм, лучший сценарий, лучший звук (2006).
Интересные факты о фильме:
- замысел фильма Белински вынашивал двадцать лет, с момента окончания киношколы.
Второй по счету (и последний) фильм скучного, но модного аргентинского режиссера Фабиана Билинского. Терпеть не могу такие фильмы: снулые, заторможенные, как бы медитативные, но на самом деле просто унылые… с буратинистыми главными героями. Да еще и на криминальную тему.
Главгер – эпилептик. Припадок состоит из двух этапов. Сперва – состояние экстаза, называемое "аурой", после чего следует отруб. Начало фильма обладает привлекательной "аурой", но кредит доверия быстро иссякает, вследствие чего фильм и сам становится похожим на эпилептический припадок.
Фильм начинается с того, что нам показывается ремесло таксидермиста. Главный герой ловко, быстро сооружает в полутемках чучело лисички. Вскоре мертвая лисичка становится чрезвычайно похожей на живую. Прекрасная имитация живой жизни!
Этот Эстебан — смурной чувак, давно утративший к жизни интерес. В эмоциональном плане он мало чем отличается от чучела лисички. Но у него есть мечта: ограбить сберкассу. Это оживило бы застоявшуюся кровь. Но не так-то просто найти компанию.
Он делится своими мыслями со своим новым приятелем, коллегой, работающим в зоологическом музее. Тому идея Эстебана кажется безумной, но он предлагает альтернативу: отправиться на охоту. Однако охота – совсем не то. Эстебану хватает мертвых животных и на работе. Он отправляется с другом чисто за компанию. В лесу их дорожки расходятся, поскольку Эстебан специально спугивает оленя. Вместо зверя Эстебан подстреливает лесника. Разумеется, случайно.
Вскоре выясняется, что лесник, Дитрих, сошелся с криминальными личностями и мутил темные делишки. У них есть план: ограбить инкассаторскую машину. Не все бандиты знают Дитриха в лицо, и Эстебан занимает его место. Наконец-то его мечта будет реализована. Опытный таксидермист, он проводит новую, прежде невиданную для себя "имитацию".
Думаете, фильм интересный? Ничерта подобного. Сюжет вполне оригинален, но Билинский снимал не триллер, а тоскливейший артхаус. Поэтому в каждой сцене крепкое красное вино жанрового кино разбавлено бесцветной водой.
Неплохое кино, но убей бог, я не понимаю, над чем здесь было корпеть двадцать лет. Главный герой – немолодой таксидермист-эпилептик, который страдает от того, что отлично знает, как можно ограбить банк, но всё никак не может решиться, а те, кто решаются – обычно полные идиоты, ничего не знают, и поэтому всегда попадаются. От него уходит жена, и с горя он решает отправиться с другом на охоту. Там он нечаянно подстрелил чувака, после чего так же нечаянно выяснил, что этот чувак планировал крупное ограбление, и уже мобилизовал на это целую бригаду народа…
В основе картины лежит тот же приём, который я использовал в своём новом романе, описывая пришедший персонажу в голову сюжет. Завязка в нём совпадает с известным анекдотом – главный герой, рядовой и среднестатистический мужичонка, подходит к "Мерседесу", и разбивает кирпичом лобовое стекло, после чего его жизнь круто меняется. Он попадает в какой-то чужой мир, где живёт какой-то чужой жизнью. Эффект "чуждости" достигается у меня за счёт того, что мой персонаж страдает синдромом Кандинского-Клерамбо, и все его мысли и поступки кажутся ему чужими, навязанными извне. У Белински этот эффект достигается за счёт того, что герой убивает незнакомого ему человека, и словно занимает его место.
Весь фильм представляет собой сочетание двух образов, двух метафор: вот этого замещения, чужой жизни, в которую вдруг окунулся персонаж, и ауры, ситуации, в которой персонажу не надо принимать решений, потому что он уже не может ничего изменить. Слово "аура", следуя модной нынче тенденции популяризации психиатрии, здесь употреблено не в религиозном смысле, а в медицинском: кратковременное помрачение сознания, часто предшествующее эпилептическому припадку, которое характеризуется разными смешными штуками, типа галлюцинаций, необычных ощущений и так далее.
Ещё в фильме есть долгая-долгая-доооолгая метафора собаки, как… не знаю, как чего. Короче, эта собака (я не ахти какой кинолог, но, по-моему, это была помесь собаки и волка) преследует персонажа весь фильм, а в конце это даже наверное должно что-то значить. Ну, такая концовка, как будто это что-то значит.
Всё. Больше в фильме ничего нет. Если там и скрываются какие-то скрытые смыслы и секретные метафорические значения, то искать их совершенно не хочется.
То есть, тут всё зависит от ваших ожиданий. Если вы сели позырить неторопливое кинцо про чувака-эпилептика (эпилепсия, кстати, здесь очень важна – весь фильм, по сути своей, очень эпилептоидный, медленный, вязкий и злой, с неожиданными выбрыками), то останетесь довольны. Если же вам хочется увидеть эпический шедевр, который мэтр ваял десятилетиями, то будете разочарованы.
У Джойса есть фраза, которая определяет мое существование уже более полугода: "что если бы мы все стали кем-то еще". Медитативная, погружающая в себя "Аура" — это своеобразный детектив на эту же тему, сдобренный необязательными, но очень колоритными фишками. Главный герой — таксидермист с феноменальной зрительной памятью. В отличие от не столь совершенных людей он часто прокручивает в своей голове детали ограблений и другие планы, которые можно было бы провернуть, как следует все спланировав. Но он недостаточно активен, чтобы организовать их сам, он даже животное убить не может плюс у него нет помощников. В очередной раз изложив свои наблюдения приятелю, он отправляется с ним на охоту. И там, в лесу, случайно убивает даже не зверя, а местного охотника Дитриха.
После краткой паники герой решает не делать ровным счетом ничего, так как места все равно глухие, возвращается в лесной домик и сталкивается с подозрительными людьми, приехавшими на встречу с Дитрихом. Их криминальное обличье вызывает у героя желание получше познакомиться с мертвецом, и он начинает расследование. Здесь интересно то, что у зрителя постепенно, словно детали чужого плана, скрупулезно записанные в тетрадках, складывается впечатление, что герой застрелил Дитриха "за дело". Такая манипуляция зрительским отношением мне симпатична.
Название объясняется тем, что перед эпилептическим припадком у героя наступают особые несколько секунд, когда весь мир, все время будто останавливаются, и он начинает иначе ощущать краски, цвета, запахи, все приобретает особую ауру. Эта аура, в общем-то, сопровождает весь фильм, построенный интересными толчками, словно подталкивание тяжелого снаряда. Его темп и визуальное сопровождение напоминают эмбиент, сигналы, принимаемые эхолотом. Герой — наблюдатель, и это делает его одновременно слабым и опасным. Используя свои воспоминания и наблюдательность, он раскрывает план Дитриха по ограблению казино, находит его секретный лесной домик и вписывается в совершенно чужой план в чужой роли. Он не становится героем, но он явно становится кем-то еще, он узурпирует чужое положение, выбирая из него отражение давней мечты и растаптывая лишнее.
"Аура" — это нестандартный и стоящий образец нео-нуара, совершенно на нео-нуар не похожий. Ключевым моментом для меня стали несколько бесконечно длинных мгновений, в течение которых герой смотрит на умирающего перед ним человека. Тот вначале бьется, дергается, кидает в гл.гера землю, смотрит зло и непримиримо, но потом начинает по-настоящему умирать. Герой все это время разглядывает жертву, на его лице нет ничего из того, что можно было бы ожидать. Он словно проигрывает пьесу или вступает в чужой фильм ради любопытства, и эта механистическая несерьезность, это чучело и позволяет ему остаться в живых.
А еще там отличный кадр есть, где герой очнулся после припадка: