Режиссер:
Оливер Стоун. Сценарий: Оливер Стоун, Рон Ковик (по автобиографической книге Рона Ковика), Оператор: Роберт Ричардсон, Композитор: Джон Уильямс.
В главных ролях: Том Круз. В ролях: Уиллем Дефо, Раймонд Дж. Барри, Кэролин Кава, Том Беренджер, Кира Седжвик, Брайан Ларкин, Джерри Ливайн.
Награды: 2 "Оскара" — лучший режиссер, лучший монтаж. 4 "Золотых глобуса" — фильм в жанре драма, режиссер, актер (Т.Круз), сценарий. Гильдия режиссеров Америки — лучший режиссер. BMI Film & TV Awards — лучшая музыка. Chicago Film Critics Association Awards — лучший актер (Т.Круз). Motion Picture Sound Editors, USA — монтаж звука, звуковые эффекты. Political Film Society, USA.
Интересные факты о фильме:
Перед тем как пригласить в фильм Тома Круза, Оливер Стоун всерьез рассматривал кандидатуру Чарли Шина. Двумя годами ранее Круз умолял Стоуна снять его в "Уолл-стрит", но Стоун уже дал обещание Шину. Пришло время платить по долгам, тем более, что Ковик видел в роли самого себя именно Тома Круза. При этом, студия сомневалась в драматических способностях Круза.
Камео: Рон Ковик мелькает в параде ветеранов II Мировой войны в начале фильма.
В мексиканской сцене, где Рон сидит за столом и пишет письмо, перед ним лежит книга Ремарка "На западном фронте без перемен".
Фильм по книге Рона Ковика должен был выйти еще в конце 70-х, причем ставить его должен был Уильям Фридкин, а в роли Рона должен был выступить Аль Пачино. Однако проект провалился из-за финансовых проблем.
Рон Ковик и Оливер Стоун писали сценарий, сидя в венецианском кафе (имеется в виду та Венеция, которая находится в штате Калифорния).
С этим фильмом Стоун возвращается к теме вьетнамской войны. Более того, этот фильм кажется логичным продолжением "Взвода", составляя с ним как бы дилогию. "Взвод" — о войне. "Рожденный 4 июля" — о том, что было после.
Сюжет таков: юный Рон Ковик (сценарий сделан на основе автобиографической книги Рона Ковика), чьи мозги засраны пропагандой и уебищным воспитанием в семье ханжей и лицемеров, отправляется на фронт. Оттуда он возвращается раненным в позвоночник. Центральный персонаж "Взвода" прозревает на войне, Рон Ковик прозревает на гражданке. Первым этапом становятся мытарства в грязном, нищем госпитале в Бронксе, куда бойцов отправляет щедрое правительство. По мере того, как Ковик продолжает жить, срастившись с инвалидной коляской, он всё в большей мере начинает испытывать отвращение к подобной жизни, и – самое главное – начинает задумываться о причинах, почему так произошло. Он стремительно деградирует, но, в конце концов, находит силы остановить падение. Из жалкого ушлепка Ковик превращается в личность с "ярко выраженной гражданской позицией".
Это фильм о войне. Не той войне, где стреляют в других людей, а о внутренней войне. И только потом о войне с теми, кто заставляет стрелять в других людей, играя на твоем подростковом скудоумии.
Этот пацифисткий фильм вполне мог быть унылым говном, но Оливер Стоун – мастер высочайшего класса. Метраж фильма составляет 2,5 часа, однако великолепная драматургия и постановка приковывают зрителя к креслу с тем же успехом, с каким война приковала к инвалидному креслу главного героя.
Отдельного упоминания заслуживает игра Тома Круза. Студийные боссы не желали видеть Круза в этой роли. Их вполне можно понять: от смазливого мальчика, подвизавшегося на главных ролях в комедиях и мелодрамах, трудно было что-то ожидать. Но именно Рон Ковик (настоящий Рон Ковик) настоял на кандидатуре Круза, – и Том Круз, неожиданно для всех, оказался великолепным актером.
P.S. В начале рецензии я говорил о "дилогии". На самом деле, у Стоуна был еще один фильм, полномерно завязанный на вьетнамской войне — "Небо и земля". То есть, впору говорить о трилогии. Однако ж "Небо и земля" — фильм скучный и очень посредственный. Его вообще не должно было быть в фильмографии Стоуна.
Вряд ли на Экранке появится рецензия на "Небо и землю", но я хочу сказать, что этот фильм довольно показателен. И показывает он, что Стоун не умеет снимать фильмы о любви. Кажется, это чувство атрофировалось в нем за время службы во Вьетнаме... В "Рожденном 4 июля" самые неинтересные и вообще самые слабые сцены изображают отношения главного героя с одноклассницей; кроме того, Стоун будто специально взял на эту роль совершенно некрасивую актрису — Киру Седжвик.