Учитывая то, что сценарист Эрен Крюгер штампует сценарии фильмов ужасов буквально конвейерным методом, а за постановку картины по его сценарию взялась дама по имени Катя фон Гарнье (на самом деле, имя не имеет никакого значения), я ничего особенного от фильма не ждал, прекрасно понимая, что скорее всего мне подсунут банальный сюжет, да к тому ж с обильно унавоженной мелодраматическими элементами почвой. Так оно и случилось: мне предложили малопривлекательную и малоувлекательную историю о любви девушки-оборотня и молодого художника, который зарулил в Румынию, спасаясь от своего отца (который хотел сделать из него бойца), ну и заодно, чтобы порисовать "роман в картинках" о волках, вервульфах и еще ком-то той же породы, чье название вылетело у меня из башки.
Работники Голливуда совершенно обленились. Я понимаю, что фильмы снимают в Румынии и Чехии потому что это дешево. Но прежде даже натурные съемки содержали в себе изрядное количество с любовью выпиленных лобзиком и циркулярной пилой декораций (самый яркий тому пример — "Братья Гримм"Терри Гиллиама), дабы отречься от слишком уж явных сопоставлений с настоящей Прагой (да иначе ведь и фильмы выглядели бы как сделанные под копирку). Но теперь, видите ли, понеслось: "Хостелы", "Бораты", "Кровь и шоколадки". Попытки сэкономить приводят к тому, что Румыния становится Казахстаном, а по совместительству обителью сотен тысяч оборотней, Чехия становится Австрией, а Словакия превращается в гнездо садистов-маньяков-убийц. Голливуд заново переписывает как старую, так и новейшую историю Европы, и словно заправское географическое международное общество перерисовывает карту мира, уверенной рукой насаждая свою диковатую неомифологию по всему свету — куда только может добраться кинопередвижка. В принципе, это забавно. Пожалуй, это единственное, что может позабавить и в этом фильме.
Интересное, но почему-то пошловато звучащее словосочетание "Кровь и шоколад" позаимствовано из "Степного волка" Гессе. Бог его знает, чего ради Эрен Крюгер и его соавтор Кристофер Лэндон прицепились к этой цитате (пожалуй, ради того лишь, чтобы намекнуть на то, что оборотни не только умеют на четвереньках бегать, но и азбукой владеют), однако им пришлось по такому случаю определить свою героиню Вивиан на работу в кондитерскую. И тут вроде бы должна быть какая-то аллюзия на популярный фильм "Шоколад" с Жюльетт Бинош и Джонни Деппом, или заключаться какой-то оригинальный глубокий смысл, но ничего этого нету и в помине. Вивиан просто лепит конфекты, в то время как другие ее сородичи валяют дурака и пьют абсент. Это зеленое зелье фигурирует в фильме настолько часто, и настолько романтически описывается, что не остается сомнений: за "продакт плейсмент" были уплочены действительно немалые деньги. А с другой стороны, разве ж мог не появиться абсент в фильме об "европах" и "великих" европейских мифах?
В этом молодежном фильме нестрашных ужасов отчетливо звучат феминисткие нотки. Бунт, восстание, борьба Вивиан против стаи вызван не столько ее любовью к Эйдену, сколько против отвратительных, закоснелых традиций: вожак стаи каждые семь лет меняет жену на более молоденькую, оставляя бывших жен тяготиться статусом брошенки и молча горевать. Следующей женой злодейского вожака Габриеля должна была стать Вивиан — потому что так было сказано в каком-то пророчестве. Каком пророчестве? Кто пророчествовал? — на этот вопрос так и не будет дан ответ. Из чего можно сделать вывод, что пророчество принадлежит самому Габриелю, и все, что ему нужно, это лишь молоденькое тельце Вивиан. Вот против таких порядков она и протестует. Протестует, потому что родилась на американской земле, где у детей Своя жизнь и Свое личное будущее. Этот нюанс должен был особенно приглянуться своей "достоверностью" нашему рецензенту Алексею Нгоо, если б он, просмотрев трейлер, не отворотил бы со всем презрением от фильма нос. Ибо памятно мне, как размазал он "Иллюзиониста" за неправдоподобность сюжета и исключительную невозможность морганистических морганатических браков в старушке Румынии Австрии. Катя фон Гарнье могла бы окропить бальзамом правды его раненое колючим негодованием сердце.
Итог же таков: мы имеем весьма скучный, чрезвычайно предсказуемый и серый, как волчья шкура, фильм. И это притом, что где-то со второй половины начинается экшн: художник оказывается художником лишь по призванию, а по воспитанию — десантником. И когда волчья стая устраивает охоту на Эйдена с Вивиан, тот, вооружившись сперва кухонным серебром, стыренным со столика в ресторане, а потом расжившись настоящим автоматом с серебряными пулями и серебряным порошком, полученным из сожженной пленки с некачественными дублями фильма "Кровь и шоколад", оказывает тупому зверью достойный отпор. Но экшна как такового нет, потому что фильм снимала нежная и утонченная барышня. Прискорбно.
Катя фон Гарнье широко известна в узких кругах в качестве автора фильма "Бандитки", в котором девушки-музыканты сбегают из тюрьмы и устраивают себе своего рода безумное турне, драма в смеси с комедией, помноженная на отличную музыку. Девчонки всего мира сходили с ума от этого фильма, расклеивали фотографии членов группы "Бандитки" у себя перед мониторами, плодили фэнские сайты и робко брали в руки гитары. Суровые лица Ясмин Табатабай и Кати Риманн никак не желали покидать память, а песня Puppet звучала в их головах. Но речь не о них, впрочем, а о том, что спустя 10 лет (десять!) Катя фон Гарнье снова появилась ниоткуда да еще и — ба! — на широком экране. Удивительное дело. Я сразу помчалась в кинотеатр скачала экранку и уселась смотреть.
Итак, перед нами тот редкий вид неплохого кино категории "Б", который того и гляди вымрет. Я вообще питаю к кино Б слабость, потому что грохот и пустота блокбастеров нагоняет на меня тоску. "Кровь и шоколад" — мелодрама, каковой она должна быть. С экшном, мерой в показе насилия, с приключениями, литературной основой, за которую взят написанный женщиной же роман. История Ромео и Джульетты, девушки-оборотня и художника-комиксиста, развернутая на полотне предназначения героини, которой суждено стать очередной женой вожака стаи. Звучит довольно банально, как и все голливудские сценарии (вспомним хотя бы "Другой мир", коий можно смотреть лишь из-за костюма Кейт Бэкинсэйл). Но, имея в руках этот мелодраматический сюжет, фон Гарнье вдыхает в него свою личность и в итоге получается довольно приятное за счет легкого юношеского пафоса и непримиримости, свойственного главным героям, кино. Наконец-то я увидела фильм, в котором режиссер отказался от попытки показать раздражающе недостоверный морфинг, а сделал оборотней теми, кто легко и одним мановением руки может превратиться в волка по своему желанию. Никакой слизи, перьев, уродливых моделей. Они не прОклятые, а свободные. Мифология оборотней, использованная здесь, чем-то напомнила Энн Райс с ее кучками вампиров, среди которых есть высшие и низшие. Отказавшись от нелепого и пафосного декаденса, фон Гарнье взамен дала нам противостояние уверенного в себе Габриэля (Мартинез) и слишком самостоятельной Вивиан, воспользовавшись фирменной феминистической ноткой. Короче, вполне крепкое кино в своей нише, являющееся скорее романтической историей, чем воняющей кровью и смертельно надоевшей мистикой. Для желающих расслабиться, но не одуреть, как от каких-нибудь "Love actually", людей.
Для фанатов "Бандиток" режиссер припасла сюрприз в виде Кати Риманн, играющей действующую жену Габриэля (вожака стаи) и эпизодического появления Табатабай в качестве певицы, шепчущей магнетическое I wanna taste you на вечеринке оборотней. Тех, кто желает увидеть бои, мясо, мужиков, рвущих друг друга, лучше выбрать для просмотра что-то иное. Но те, кому требуется мелодрама с приключенческим элементом, попали прямо по адресу. Недостаток бюджета и неизвестные лица, задействованные в главных ролях, придают шарма. С музыкой в этот раз тоже все в порядке. Правда, было бы нечестно не сказать о минусах — слащавый паренек и несколько деревянная девушка мешают насладиться прыжками оборотней, этой молодежной бандой, царствующей на улицах Бухареста. В общем, Гессе, любовь-морковь, шоколад и пыль от кинопленки, убивающая содержанием серебра.
"Кровь и шоколад" просто обречён на сравнение с "Другим миром". В самом деле, если бы авторы не нарывались на эти сравнения, они бы не построили сюжет картины на ТАКОМ количестве параллелей: история восточно-европейской девушки-оборотня, в один прекрасный момент влюбляющейся в представителя чужого племени (в данном случае — в человека) и вступающей в конфликт со всем своим видом, возглавляемым мощным лидером-аристократом, и его молодым преемником, написана словно под копирку. Если сравнивать фильмы с высоты птичьего полёта, то можно сказать, что "Кровь и шоколад" проиграл "Другому миру" в зрелищности и красоте картинки, зато существенно выиграл во вменяемости сюжета и правдоподобности истории.
Бухарест : Будапешт — как ни странно, 1:1. Не смотря на всё великолепие готического Будапешта, поданного в "матрицевском" стиле в синевато-чёрных латексных тонах, Бухарест в исполнении авторов "Крови и шоколада" не подкачал. Цыганская столица, поданная под мрачным бытовушным соусом, где узенькие улочки кажутся ещё уже из-за обилия пожарных лестниц и самостроенных балконов, а небо во все стороны пересекают верёвки для сушки белья, создаёт весьма правильный настрой.
Общая эстетика — 0:2. Пожалуй, создатели "Крови и шоколада" в принципе не планировали вести боевых действий на поле противника, поэтому эстетика картины проста и эклектична, вообще без каких бы то ни было претензий. "Другой мир", задуманный и реализованный, как эстетский проект, конечно, выигрывает здесь два очка.
История — 2:1. За рамками более или менее традиционной фабулы "Другой мир" может похвастаться лишь оригинальным ходом противостояния вампиров и оборотней. "Кровь и шоколад" же, благодаря основе на неплохом литературном источнике — драма с обилием качественных персонажей и продуманных взаимоотношений между ними. Относительно разработанная мифология "Другого мира" — с историческими флеш-беками, замками-крепостями и модным вампирским оружием, с лихвой перекрываются атмосферой страха и разложения "Крови и шоколада", графическими романами главного героя и бэкграундом главной героини.
Постановка боевых сцен — 1:1. Не смотря на ураганное действие и компьютерные спецэффекты "Другого мира", обилие перестрелок и гаджетов для убийства, "Кровь и шоколад" сумел качественно уравновесить всё это настоящим драйвом сцен погони и драк один-на-один.
Общая режиссура — 2:0. Действие "Другого мира" откровенно провисает за пределами боевых сцен, кажется, что ни режиссёр, ни актёры просто не знают, чего им делать, когда прекращается стрельба. "Кровь и шоколад" же, не столь смело выполенный с точки зрения драйва и прочего экшна, уверенно выигрывает за счёт прекрасного вовлечения зрителя. Если "Другой мир" от начала до конца смотрится просто, как красивая картинка, то "Кровь и шоколад" заставляет сопереживать героям, думать, бояться и радоваться вместе с ними. Пожалуй, качественное вовлечение зрителя в происходящее можно назвать самой сильной стороной фильма.
Актёрская игра — 1:0. До мозга костей жанровый "Другой мир" просто не предоставляет возможности участвующим актёрам хоть что-нибудь играть. Они обречены от начала до конца корчить рожи в перерывах между драками. "Кровь и шоколад" же, в первую очередь за счёт меньшей жанровости, позволяет актёрам работать с характерами. Даже приторный Оливье Мартинез в роли мальчиша-плохиша здесь смотрится относительно неплохо.
Общий итог — 7:5 в пользу "Крови и шоколада". Впрочем, выше головы, как известно, всё равно не прыгнешь, и фильм про оборотней всегда остаётся фильмом про оборотней, как ни извращайся.
Феликс Зилич:
здесь работали уве болл и борат сагдиев — теперь здесь работаем мы
Пора заканчивать с идиотской привычкой читать популярные книги всего за пару дней до выхода их экранизаций. “Эрагон”, “Престиж”, “Код Да Винчи”, а теперь еще и “Кровь с шоколадом”. Надо отметить, что знакомство с первоисточником сослужило дурную службу каждой из этих картин, хотя в случае с последней оно было все же весьма познавательным.
Роман Краузе вышел в печать более десяти лет назад и с тех пор около полудесятка режиссеров пыталось перенести его на большой экран. Пыталось, пыталось и не перенесло. В результате, вместо сказочного китайца По Чи-люна, поразившего нас в свое время фильмом “Мудрость крокодилов”, мы получили немку Катю фон Гарнье и весь набор контркультурных контекстов, который стоит за этой дамой.
История про американских outlaw (хиппи, байкеров, вервольфов) сразу же превратилась у Кати в балладу о гламурных вервольфах из евроклубов. Вы знаете, что пьют гламурные вервольфы натощак? Сто грамм абсента. Почему? Потому, что, классики говорят, что для людей — это настоящий яд? Вы знаете, что читают гламурные вервольфы на досуге? Гессе и Фрейда. Почему? Потому что они писали про кровь и про шоколад. Вы знаете, что делают гламурные вервольфы, когда им кто-то говорит о том, что они — Избранные, которые должны спасти свою расу? Они посылают его нахуй, втыкают ему в горло серебрянный штык и отправляются клубиться дальше. И самое главное — вы знаете, почему раньше вервольфов было целые миллионы, а теперь им всем свободно даже в одной туалетной кабинке? Потому, что они гламурные верфольфы, и нет у них лучших друзей, чем свои наркодилеры из любимого ночного клуба. Бремя гламурного вервольфа ничем не лучше бремени белого человека. И те, и другие обречены на смерть.
От всего перечисленного мне к середине фильма стало ужасно скучно. Я запустил параллельно WinAMP, нашел подборку треков Горана Бреговича к фильмам Кустурицы и пустил их параллельно к фильму “Кровь и шоколад”. Уж если кино рассказывает про Балканы и про цыганских баронов, то без “Эдерлези” оно обойтись не может.