Режиссер:
Алекс Пройас. Продюсеры: Джон Дэвис, Тоуфер Доу, Вик Годфри, Сценарий: Джеф Винтар, Акива Голдсмит по мотивам творчества Азимова, Композитор: Марко Белтрами, Оператор: Саймон Дагган.
Без ложного пахвоса можно констатировать очерёдный хвакт перепевки избитой темы про "укатали сивку крутые горки". Доллар победил зло и Голивуд безболезненно переварил очередного простака-режисёра. На этот раз из Австралии.
Meet Alex.
А ведь проект был создан для успеха. От одного только сочетания Пройас-Азимов текли слюнки и в голове восставали мертвецы, один другого прекрасней! Алекс Пройас, который "Вороном" (1994) и "Тёмным городом" (1998) блестяще адаптировал эстетику постпанка для кинематографа, сочетав её морганатическим браком с полузабытым киноканоном "Бегущего по лезвию": вечная ночь, тлен и разложение, дождь, инфернальные персонажи с подведёнными глазами, затянутые во всё чёрное и заунывная музыка, в качестве ещё одного визуального элемента (разница между Скоттом и Пройасом однако была глобальна — первый был мрачен, эсхатологичен и научно-фантастичен, тогда как второй, подобно всем своим ровестникам предпочитал сказки, игры в бирюльки и настойчиво искал deusa ex mashina — времена менялись и бумажные единороги требовали замены своими сонными воплощениями — реальность исчезала, действие уходило в воображаемые миры). После, находками Ридллискота и Пройаса воспользовались Финчер и Вачовски, и сняв "Семь" и "Матрицу" зделали на основе фишек себе имя и состояние, а визуальный ряд "Ворона" и "Тёмного города", пересказанный ими в "Семи" и "Матрице" стал сам собой разумеющимся не только для триллеров и кибер-фильмов, но и вообще для современного кинематографа.
В томительном ожидании страшно было даже представить что сотворит мистический и ирреальный Пройас с логическими играми и бихевиористскими ловушками, которые были основой азимовского "Я, робота". Как-то сами собой рождались мысль о новой "Одиссеи 2001", тока глубже, волнительней, ангедонистичней. Никак, назревала очередная скайфай революция! Правда был один смущающий элемент — Вилл Смит в главной роли... Но после убедительного перевоплощения другого комика, Джима Керри, в "Вечном сиянии способности суждения", на это хотелось закрыть глаза и не думать о том, что Керри, вообще-то, даже в своём комическом амплуа — актёр базовый, структурообразующий. созданный им кенообраз, хоть и внушает отвращение, но при этом глубоко индивидуален, тогда как Смит как его не рассматривай не более чем "ещё один смешной негр".
Я простил бы Пройасу больше чем любому другому режиссёру. Потому что слабая фабула и штампованные ходы всегда перекрывались у него тотальным, воинствующим эстетством. "Ворон" с точки зрения содержания — фильм вторичный до тошноты, в его сюжетных канавках нет ничего оригинального, но это с лихвой компенсируется картинкой, которая как глаз гота — тушью, обведена жирно музыкой. "Тёмный город" сюжетно уже не столь однообразно неоригинален, хотя тоже пестрит штампами и исхоженными норками. Однако наряду с этим, параллельно в нём происходит формулирование нового киберкиноязыка. В нём главный упор — на видеоряде и на том, что "мир не такой, каким мы его видим". Именно "Тёмный город", наряду с "Джонни-мнемноником" являются главными магистральными трубопроводами, от которых отходит канализационный сток "Матрицы". можно было бы передразнить Локка и сказать, что в "Матрице" нет ничего, чего не было бы в "Тёмном городе" и "Джонни-мненонике":).
Так же бы я много простил Азимову, потому что он жизнь свою положил на конструирование скучноватого, но скрупулёзного логически обоснованного мира с роботами, в котором комар носа не подточит. Можно как угодно относиться к эстетической стороне вопроса, но за смелый эксперимент Азимов заслуживает уважения.
Поэтому я был просто раздавлен плевком "Я, робот". В нём не оказалось ни Пройаса, ни Азимова. Если формулировать стиль фильма, то как это не ужасно, приходится признать, что тёмная лошадка которую все сбрасывали со щитов, перетянула-таки на себя одеяло. "Фильм с Виллом Смитом", вот что это такое. Обычная, стерильная картинка никак не напоминает пройасовских миров. Музыка, игравшая у Пройаса раньше огромную роль максимально нивелирована и сведена на нет ремесленником от дирижорского пульта Марком Бельтрами — стандартный, обезличенный голливудский саундтреск. Где-то теперь обработка Трентом Рейзнером джойдивиженовских "Дед Соулз"? Надуманно-беззубый модный сюжет никак не напоминает кантианского гегельянства Азимова. Даже Сюзан Кетрел, которая в книге была старой и страшной, в фильме из соображений привлекательности для пубертатного зрителя оказывается молодой и весьма привлекательной. Да что Сюзан Кетрел?! Нарушена главная идея Азимова, что "робот не может причинить вреда человеку", как чёрт возьми Вики могла "путём размышлений" прийти к выводу, к которому она пришла, если первый закон роботехники вмонтирован в неё и нарушить его невозможно! Антиазимовщина. Тупая, безмозглая голивудщина, бездарно дублированная убогими мудаками, с фирменными сюжетными натяжками и несостыковками, традиционным спасением мира в последний момент и набившим оскомину хеппи-ендом, в котором каждой сестре достаётся по бусам, а братья идут нах. Собственно, вы можете спросить чего я раскричался, знал же на что иду. А мне всё равно — меня обманули: где Пройас? Где Азимов? Нет их. Как и комаров в рекламе Тайда. Всех убили новые технологии.
Вот она, цена больших бюджетов — из Брайана Сингера не получился Альфред Хичкок, из Пройса не вышел Ридли Скотт. Взорвите уже кто-нть деньги, пока эти золотые тельцы не изничтожили своим блеском всех режиссёров!