Есть в Голливуде знаменитая ткачиха создательница сентиментальных кинороманов, над которыми обрыдались миллионы зрителей планеты Земля, — Нора Эфрон. Похоже, ей придется подвинуться, потому что на олимп рвется, хватаясь альпинисткими крючьями за все что ни попадя, другая кинодама — Нэнси Мейерс. Как и Нора, она начинала со сценариев, а теперь снимает по своим сценариям фильмы. Уже второй ее фильм стал кассовым хитом и звался он "Чего хотят женщины". Был он фантастической комедией, но уже тогда возникло чувство, что Мейерс претендует на большее: а именно раскрыть тему загадочной женской души, причем сделать это так, чтобы женские души по другую сторону белого полотна экрана свернулись, а потом развернулись, как цветки лотоса, и замерли в пронзительном экстазе. Ну, короче, мелодраму. Желательно рождественскую. Желательно с суперзвездами. И с юмором, чтоб не слишком было тоскливо. Примерно это и удалось ей сделать в "Отпуске по обмену", после чего Норе Эфрон настала пора потесниться. Но, по правде говоря, если б в титрах не стояло имя Нэнси Мейерс, вполне можно было бы решить, что фильм сняла Нора Эфрон. Или, например, может и такое приглючиться: будто смотришь ты продолжение "Реальной любви", из которой повыдергивали, как из свитера, несколько сюжетных нитей, а на дворе по-прежнему 1995 год, или 2004. Да какой угодно. Потому что ничего не меняется, ни-че-го.
Фабула такова: накануне Рождества две "одинокие женские души TM" меняются ключиками от своих домов. Бойкая и не умеющая плакать Аманда (Кэмерон Диаз) отправляется в занесенную снегом Англию, а мягкая, как плюшка сдобы, и сопливая, как детки деток детей, Айрис (Кейт Уинслет) летит в солнечный, но обдуваемый ласковыми зимними ураганами Лос-Анджелес. Аманда знакомится с братом Айрис (Джуд Лоу), который вваливается поздно вечером в дом, пьяный в дымину, чтобы проспаться и не погибнуть в дорожной автокатастрофе. Понятно, что между двумя молодыми, красивыми и нетрезвыми людьми начинается кинематографически изящный секс по пьяной лавочке. С Айрис дело обстоит посложнее: она знакомится с 90-летним сценаристом (лауреатом "Оскара", между прочим), и не знает, что делать в такой ситуации. Впрочем, на выручку Айрис приходит толстый композитор (Джек Блэк), которого жестоко наябывает его подруга, сексапильная, но дешевая актриска. В Рождество происходят всякие чудеса, и вот Аманда, толстяк, Айрис и ее брат собираются в семейном кругу, чтобы отметить Новый год. Для них настал момент счастья. Для всех разом и для каждого в отдельности. Идиллическая картина.
Собственно, этот фильм как раз и надо смотреть под Новый Год. У каждой страны должна быть своя "Ирония судьбы". У нас — Москва-Ленинград. У них — Британские острова-Штаты. "Реальная любовь" повторяется. И кажется, что даже слащавую музыку Ханса Зиммера ты уже слышал в десятке подобных фильмов. Но фильм не заслуживает упреков в тривиальности. Потому что простая и бесхитростная радость представителей среднего класса, романические женские настроения, наконец, предвкушение праздника не нуждаются в новаторстве и зубодробительных экспериментах. Этот гламурный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный фильм, с вылизанной и покрытой лаком картинкой, сделан знатоками своего дела. И сделан для людей, которые должны получить именно то, что они ожидают увидеть, находясь в приподнятом праздничном настроении: лирическую комедийную мелодраму, разыгранную не как по нотам, а именно что по нотам, причем разыгранную хорошими, пусть и примелькавшимися актерами. Актеры кино — это ж ведь как старые друзья, а старый друг лучше новых восьми с половиной. Не имей сто друзей, а имей 100 миллионов долларов. 85 млн. долларов было потрачено на картину (большей частью на гонорары артистам), и, походу дела, эти огромные деньги не пропали даром. Мило, очаровательно, — вот единственные эпитеты, которые приходят на ум после просмотра.